|
День солнца, воскресенье, суббота Закон Божий Часть II. Вавилонское вино Вопросы, задаваемые жизнью Как видим, четвертая заповедь Закона Божьего предписывает человечеству помнить и святить субботний день как памятник творения, как дань благодарности нашему Творцу. Б). О неизменности и вечности Закона Божьего. Может быть, суббота дана только евреям, как сегодня утверждают некоторые? Может быть, днем покоя суббота была только во времена Ветхого Завета, а в новозаветное время Христос изменил ее на воскресенье? «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (дела творения. — А.О.), и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2—3). Как видим, еще в Едеме: когда не было национальностей, не было евреев, а были только первые люди — наши прародители Адам и Ева, Бог учредил День Седьмой как день покоя — для всех будущих поколений, для всего будущего человечества. Итак, суббота была дана Богом как день покоя, всем без исключения людям, на заре истории человечества, когда о различных национальностях не было еще и речи. Апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17—18). «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17). Бог говорит через пророка Исайю о том, что в вечности, когда великая борьба между добром и злом будет окончена, суббота, учрежденная Богом как памятник творения и как день особого общения между Творцом и Его творением — людьми, останется и значения своего не потеряет: «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23). В). О благословениях, которые Бог изливает на соблюдающих субботу как неизменную заповедь Его Закона. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего; уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13—14). «Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Ис. 56:2). 2. Суббота — знамение Бога. «И дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:11—12). «…субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела; а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти… Это — знамение… навеки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исход 31:13—17). Мы неоднократно упоминали, что Библия — это цельное единое Слово Божье, и каждый, на первый взгляд, непонятный текст, поясняется в другом, совершенно ясном и понятном месте Писания. В книге Песни Песней Соломона есть такие слова: «Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо мною — любовь» (2:4). Итак, знамение, или знамя, — символ Божьей любви, и это знамя любви Божьей реет над человеком, который не «языком чтит Бога», но делом, почитая Его субботу, принимая тем самым любовь и благословения Божьи, и предоставляя Творцу возможность излить их на человека. 3. Христос и Его апостолы соблюдали именно субботу. Христос называл Себя «Господином субботы» (Мк. 2:28). Каждую субботу Христос приходил в храм: «…и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать…» (Лк. 4:16). «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге…» (Мк. 6:2). После распятия, когда умерший Христос был положен во гробе (в пещере, высеченной в скале, как принято было в Иудее хоронить умерших. — А.О.), ученики Его не успели приготовить тело к погребению, так как начиналась суббота, «возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Заповедь была беспрекословна и неизменна, ибо ее дал Сам Бог, ее соблюдал и Сам Христос, и Его ученики, верные Слову Божьему, не посмели ее нарушить, хотя речь шла о погребении Христа — Сына Божьего! И только в воскресенье, «в первый день недели… неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу…» (Лк. 24:1). Христос в этот день воскрес, но нигде, ни в одном месте Библии не записано о том, что Бог перенес празднование субботы на воскресенье в честь воскресения Христа. Суббота осталась неизменной как памятник творения, как день покоя и день почитания Бога и поклонения Богу. Апостолы после вознесения Христа также почитали субботний день, неизменно выполняя заповедь Божию: «При выходе их из… синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу…» (Деян. 13:42). «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие…» (Деян. 13:44). «Во всякую же субботу он (Павел. — А.О.) говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4). 4. Как святить субботу. «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов… всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи… И я сделал выговор… «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей… бедствие? А вы увеличиваете гнев Его… оскверняя субботу». После сего… перед субботою, я велел запирать двери… и слуг… ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний… С того времени они не приходили в субботу» (Неемия 13:15—21). «…вот что сказал Господь: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня (т. е. в пятницу, накануне субботы. — А.О.), а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исход 16:23). А что же можно делать в субботу, в свете Библии? Приходить на поклонение Богу в церковь, изучать Слово Его — Библию, навещать больных, поддерживать людей и ободрять тех, кому плохо, постараться этот день провести со своей семьей, сделать его особенно радостным для детей, провести субботу на лоне природы и пр. Пусть именно субботу ждет с нетерпением каждый член семьи, и особенно ваши дети, пусть в этот день особая радость, мир и покой царят в вашем доме, пусть особенно красиво будет сервирован стол и особенно вкусными будут блюда. Помня об этом дне, в который Бог особенно хочет благословить людей, следует до его наступления проанализировать всю прожитую неделю и те ошибки, что вы совершили, особенно касающиеся ваших взаимоотношений с людьми, близкими или дальними, и восстановить свои с ними отношения. Пусть никакие заботы, суета, проблемы, плохое настроение не омрачат этого дня! Выводы: 1. Соблюдение субботы является четвертой заповедью Закона Божьего. 2. Суббота была учреждена Богом для всего человечества на заре истории земли, когда еще не было деления по национальному признаку. 3. Суббота является знамением (т. е. знаменем) Божьим, отличительной чертой верности человека Богу. 4. Суббота освящена Самим Богом. 5. Исполняя субботу, человек становится обладателем нескончаемых Божьих благословений. 6. Суббота будет праздноваться и в вечности. 7. В субботу не следует заниматься обычными житейскими делами или работой. Этот день человек должен посвятить Богу и отдыху от повседневной работы. Как же получилось, что суббота была заменена на другой
день? Почему люди забыли о Божьей субботе и пренебрегли Божьими благословениями? Интересно, что по повелению папы епископы, восставшие против окончательного попрания Божьей субботы, были отлучены от церкви. Это был один из первых указов, когда папа римский силой своей власти внес изменение в Закон, установленный Самим Богом. Потом подобных указов будет сотни, и с каждым новым подобным указом протест будет все слабее и слабее. Так, в 305 году на Элвирском соборе было принято следующее решение: «Если кто-нибудь, живущий в городе, с пренебрежением не пребудет на собрание три воскресенья подряд, то пусть его исключат из церкви на короткое время, чтобы таким путем его исправить» (Канон 21). Однако во все века будут те, кто даже ценой жизни не пожелает отойти от Божьих постановлений, замененных папскими указами. Это относится и к субботе. Несмотря на все старания римского первосвященника, во всех частях империи находились христиане, по-прежнему праздновавшие библейскую субботу, а не человеком установленное воскресенье, и тем самым показывающие, что авторитет Бога для них неизмеримо выше авторитета папы римского и прочих людей. И поэтому неудивительно, почему папа пошел на самый тесный союз с языческим императором Константином (306—337), пожелавшим принять христианство, но с определенными условиями. Эти условия, сводившиеся к внедрению в христианство языческих обычаев и праздников, объяснялись желанием императора угодить своим как языческим, так и христианским подданным, чтобы воцарился в государстве мир. Таким образом, было в государстве принято христианство, но наполненное языческим содержимым, христианство, в котором истина была смешана с ложью. За этот компромисс Константин обещал папе римскому полную духовную власть, земли и всяческую поддержку всесильной тогда империи. Давно мечтая о духовном господстве над империей, папа полностью поддерживает императора. Недавно гонимая христианская церковь становится государственной, популярной религией необъятного римского государства. Папа римский, недавно находившийся на одном уровне с многочисленными главами других религий, становится вскоре вторым лицом в державе. В числе многочисленных пунктов, из которых состоял компромисс между языческой империей и церковью, одно из видных мест занимала суббота. 7 марта 321 года Константин издает указ о праздновании воскресенья как государственного праздника: «В священный день солнца пусть все должностные лица и люди, проживающие в городах, отдыхают, и пусть все мастерские будут закрыты». Впрочем, как видим, в указе говорится не о воскресенье, а о дне солнца, ибо именно так все тогда и воспринимали этот день, с языческой подоплекой. Доктор Ф. Шафф, исследуя этот вопрос, сказал: «Закон Константина о воскресеньи не подлежит пересмотру. В этом законе нет никакой ссылки на четвертую заповедь или на воскресение Христа». Вскоре после этого папа Сильвестр (314—335) повелевает устраивать в субботу посты, чтобы в глазах верующих она перестала быть праздничным днем. Однако, несмотря теперь уже на императорский указ, было еще немало людей, сохранивших верность Богу и Его Закону. Поэтому церковные иерархи в 364 году в городе Лаодикия созывают церковный собор, на котором принимают несколько жестких решений. Одно из них напрямую касалось субботы: «Христиане не должны иудействовать и бездельничать в субботу, но должны работать в этот день, однако воскресенье они должны особенно почитать, и будучи христианами, должны по возможности не работать в этот день. Если же они окажутся иудействующими, они должны быть отлучены от Христа» (Канон 19). Вот так! За соблюдение заповеди, данной Христом, людей отлучали от Христа. Спустя еще 50 лет, при императоре Феодосии Первом (388—395) был издан еще один указ, возвеличивающий воскресный день: «Никто не может требовать оплаты государственного или личного долга в воскресенье». При Феодосии Втором в 425 году императорским указом было запрещено проведение в день солнца цирковых и театральных развлечений, чтобы подчеркнуть особую святость этого дня. В 538 году во время третьего Синода в городе Орлеане было постановлено запретить все работы, в том числе и в сельской местности, По воскресеньям. Возвеличиванию этого дня способствовали и Маконский (585 год) и Нарбонский (589 год) соборы, требовавшие от верующих неукоснительного соблюдения этого дня. Апогеем отступления мы можем считать обращение к верующим папы Григория Первого (590—604), в котором он сказал: «…мне стало известно, что определенные люди с завидным упорством распространяют среди вас учения, искажающие и опровергающие святую истину. Так, они прекращают что-либо делать в субботу, как иначе мне назвать их, если не проповедниками антихриста». Произошло с верными последователями Христа то же, что и со Христом, Которого называли богохульником (Мф. 9:3; 26:65), посланным от Вельзевула, т. е. сатаны (Мф. 10:25; 12:24; Мк. 3:22); бесом (Мф. 9:34; Ин. 7:20; 10:20). Так исполнилось предсказание Иисуса о том, что, как гнали и преследовали Его Самого, так будут гнать и преследовать Его верных последователей (Ин. 15:20). Мы помним, что по решению Лаодикийского собора соблюдающих субботу отлучали от церкви, теперь же их прямо называли проповедниками антихриста. Пройдет совсем немного времени, и этих людей бросят в застенки и поведут на костер, и все это — за верность Богу и Его Закону. Этим людям было умирать еще тяжелее, чем их собратьям в амфитеатрах, растерзанным львами, ибо их вели на костер не римляне-язычники, но люди, именовавшие себя христианами. К тому же в вину им ставили неверность Богу, и объявляли их отступниками от истины — и это самых верных детей Божьих! Но даже в эти мрачные часы их жизни к ним был обращен голос Иисуса Христа: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы… то будешь иметь радость в Господе…» (Ис. 58:13—14). Среди многочисленных лжеучений отступление от субботы относится к самым вопиющим, вследствие того, что представители практически всех конфессий признают истинность, непреложность субботы. Также хочется подчеркнуть, что лишь в русском языке первый день недели называется «воскресенье». В большинстве языков он носит свое историческое название — день солнца, в частности, на английском языке — sunday (солнечный день), на немецком — sonntag (солнечный день). Во всех календарях мира, кроме календарей, изданных на территории государств бывшего СССР, суббота является седьмым днем, а воскресенье — первым в соответствии с Библией. Поклонение солнцу относится к одному из древнейших языческих культов, возникших в то время, когда люди начали отходить от первоначального монотеизма. «Обожание солнца принадлежит к самому древнему, более всего распространенному и дольше всего удержавшемуся идолопоклонству между людьми» (Salbot W. Chamhevs. Old Testament Student, 2 января 1886 года). Поклонение солнцу было у сирийцев, вавилонян, египтян, персов, инков, ацтеков, майя, японцев, народов Африки и т. д. Мы остановимся кратко на культе поклонения солнцу на Руси. Вот что об этом говорит крупнейший советский археолог академик Б. А. Рыбаков: «…Слово о твари и дне, рекомом «неделя», относится к 12—13 веку. Речь идет о почитании дня семидневки — воскресенья, «недели» как дня, посвященного солнцу и дневному свету. Культ этот осуществлялся: «невернии, написавше свет болваном (кумиром. — А.О.) и кланяются ему» одновременно эти язычники «Творца хулят». В этом поучении… упоминается… Свет, противопоставленный христианскому Богу-Творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели — воскресенье, «день солнца» у многих народов» [*1]. «…тогдашние русские люди особым почитанием отмечали день недели воскресенье, как еженедельный праздник… (воскресенье — «день солнца», Sonntag)» [*2]. Многие представители различных конфессий говорят о том, что в Ветхом Завете была суббота, а в Новом Завете — воскресенье, в честь воскресения Христа. На первый взгляд, что же плохого в том, что люди желают почтить память воскресшего Спасителя и еженедельно отмечать Его воскресение? Но все, так утверждающие, забывают о том, что суббота является заповедью Закона, который Сам Бог дал людям для исполнения, и что никому из людей Бог не дает прав изменять или отменять Его Закон (!). Кроме того, неизменность Закона Божьего подтвердил Христос, почитая субботу. Апостолы также святили субботу, сохраняя тем самым верность Богу. В вечности спасенные будут также святить субботу. Будем помнить и о том, что не Бог, но люди заменили субботу
на воскресенье как день покоя, руководствуясь чисто политическими целями.
Причем при переносе дня празднования языческие власти даже и не упоминали
о первом дне недели как о дне воскресения Христа, речь шла лишь о праздновании
дня солнца. Следовательно, нарушая субботу, люди виновны в нарушении всего Закона Божьего. В плане же почитания дня солнца, воскресенья, и других человеческих законов Христос нам говорит: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9). И поэтому когда кто-то говорит, что он вместо субботы соблюдает воскресенье, он тщетно чтит Бога, нарушая весь Его Закон. Такого почитания и служения Бог принять не может. 2. Попрание авторитета Бога как Творца. 3. Отмена субботы привела к потере знамения между
Богом и человеком. 4. Отменив субботу, человек лишил себя Божьих благословений. 6. Суббота — день отдыха. Исследуя историю отступлений
в христианстве, мы видели, что суббота была одним из главных объектов
нападений сатаны. И это не случайно, ибо он прекрасно понимает, что,
лишив человека субботы, он разорвет его связь с Богом. Лишая человека субботы, князь тьмы века сего обрекает его на духовную болезнь и гибель, так как хорошо знает, что это неизбежный финал разрыва связи человека с Творцом. Однако суббота восстанавливает не только духовные, но
и физические силы человека. Сегодня гигиенистами установлено, что оптимальным
днем для отдыха человеческого организма является именно суббота. И поэтому
наше тело также будет страдать, если еженедельно не отдыхать от повседневных
забот и суеты. 1. Не соблюдаем субботы так, как об этом говорит Бог на страницах Библии. 2. Соблюдаем воскресенье вместо субботы. 3. Соблюдаем субботу только внешне, физически не
выполняя работы, но оставляя свой разум в заботах и суете. [*1] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. стр. 616.
|
|
||||||
Публикуется по изданию (с исправлениями и дополнениями): Опарин А. А. «И камни возопиют…» : Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192с. ISBN 966-7099-99-7 © Права на тексты принадлежат Алексею Опарину,
1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения
ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование
для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта,
гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна. |