Пророчество и Вавилон, археология и его история

«И камни возопиют…» Опарин А.А.

Часть I. Археологическое исследование книги пророка Даниила
13. Жилище шакалов

После смерти Александра Македонского его полководцы после долгих войн разделили государство на четыре части, одна из которых (куда входило и Междуречье) досталась Селевку. При нем и его преемниках возводится новая столица Востока — город Селевкия, куда переселяются большинство жителей из уже и без того небольшого Вавилона. Попытка Селевкидов отстроить Этеменанку (в 269 году до Р. Хр.) и другие городские постройки Вавилона оканчиваются провалом [*1]. В 140 году до Р. Хр. город попадает под власть Парфянского царства, правители которого превращают его в свою летнюю резиденцию. В 115 году по Р. Хр. полуразрушенный город посещает римский император Траян (98—117 гг. по Р. Хр.), принесший здесь жертвы языческим богам в память Александра Македонского. В 199 году другой император Рима Септимий Север находит город уже опустелым. Попытки персидской династии Сасанидов и затем арабов (с 624 года) сохранить Вавилон хотя бы как небольшую крепость, провалились. Затянувшаяся агония города, превратившегося затем в маленькое поселение, завершилась. Впрочем, большинство ученых вообще считают, что историю поселка, существовавшего на развалинах некогда великого города Навуходоносора в течение 6 веков нашей эры уже нельзя считать историей Вавилона.

Город умер.

Каждый из нас видел, как в марте начинает таять снег, сначала незаметно, а потом все быстрее, исчезая под теплыми лучами весеннего солнца. Историю Вавилона после того, как его заняли войска Кира, вполне можно сравнить с таянием снега. С каждым годом город буквально исчезал на глазах. Потеряв статус столицы, он сразу лишился многих жителей, и в первую очередь, торговцев и ремесленников, которые предпочли более многолюдные и доходные места. Грандиозные постройки — башни, сады, храмы, набережные, на которые Навуходоносор выделял колоссальные средства, теперь никем не поддерживаемые, приходили в упадок. «Новые большие города выросли на торговых путях, которые проходили теперь в стороне от Вавилона. Стал пустеть и приходить в упадок некогда шумный и оживленный город. Наводнение постепенно размягчило плохо обожженную глину: осели террасы, рухнули своды и колонны, башни, на уступах которых некогда зеленели висячие сады. За две тысячи лет все сравнялось с землей — укрепления, храмы, когда-то поражавшие своей необычайной мощью, неприступностью и красотой. Глина, из которой жители древнего Двуречья создавали абсолютно все, начиная с детских игрушек, кончая храмами и неприступными крепостями, была очень дешевым, но недолговечным материалом. Стены, сложенные из сырцового, высушенного на солнце кирпича, раскрошились, размылись и обратились в прах» [*2]. Так исполнилось пророчество, записанное в Библии (пункт 2 выводов из пророчеств), которое мы упоминали в предыдущих главах.

Даже почва города оказалась под проклятием. На протяжении многих веков Вавилон существовал, благодаря искусно созданной системе орошения, состоящей из каналов и дамб, проложенных между Тигром и Евфратом. В 140 году до Р. Хр. во время одного из парфянских набегов эта древняя инженерная система была разрушена. В результате этого «произошло насыщение почвы минеральными солями, на ее поверхности образовалась щелочная корка, и эта почва стала непригодна для сельского хозяйства» (The Encyclopedia Americana). На месте города выросли песчаные холмы, разбросанные на многие километры. Уже в 3 веке по Р. Хр. греческий историк и римский сенатор Дион Кассий (160—235) писал, что Вавилон не представлял собой ничего, кроме «холмов, камней и развалин» (книга 68, 30). В 1165 году эти места посетил испанский путешественник Беньямин из Туделы, и вот что он написал: «От Багдада до Гехиагина два дня пути; это старый город Резен, в нем живут 5000 евреев и имеется большая синагога; отсюда день пути до Вавилона, который представляет собой руины площадью 30 миль в окружности, там же находятся разрушенный дворец Навуходоносора, никем не посещаемый из страха перед… змеями и скорпионами» [*3] (пункт 4 выводов из пророчеств).

«Какой контраст между уровнем древней цивилизации и нынешним запустением. Даже звери, кабаны, гиены, шакалы и волки, иной раз даже львы — вот кто населяет теперь заросли близ Вавилона», — пишет археолог Кериан Килпрект (пункт 4 выводов из пророчеств).

«В Вавилоне исследователи столкнулись с такими трудностями, каких не встречалось при раскопках в других местах. Роберт Кольдевей описывает их весьма выразительно: «Если многие античные руины завалены кучами обломков и мусора, достигающими высоты от двух-трех до шести метров, то здесь приходится часто преодолевать груды щебня высотой двенадцать, а то и двадцать четыре метра; масштабы развалин вполне соответствуют огромным размерам этой некогда обитаемой территории» [*4]. Крупнейший британский археолог 19 века, открыватель Ниневии и других городов Междуречья О. Г. Лэйярд пишет: «Место, где стоял Вавилон, стало голой и страшной пустыней. С редких деревьев взмывают в небо совы, и зловонный шакал скулит на заброшенной борозде. Истинно настал для Вавилона день исполнения пророчества. Краса царства, гордость халдеев стал подобием Содома и Гоморры. В нем обитают звери пустыни, дома наполнились филинами, косматые существа скачут по окрестностям, воют шакалы в покинутых домах, и змеи гнездятся во дворцах» (пункты 4, 7, 11 выводов из пророчеств). Проклятым оказался не только город, но и земля, на которой не растет даже трава. Арабские пастухи за многие километры обходят место, где некогда высился великий город, не только из-за отсутствия трав, необходимых для выпаса скота, но главным образом из-за суеверий, связанных с этим местом (пункт 3 выводов из пророчеств). «Город распался, так что сегодня даже ни один аравитянин не раскинет там своего шатра, потому что о его развалинах ходят слухи, что они служат жилищем злых духов; кроме того, здесь находят свое убежище львы и дикие звери. Вавилон превратился отчасти в болото, и отчасти в голую каменистую пустыню» [*5].

«Значительная часть города до сих пор не обнаружена, поскольку скрывается под толстым слоем ила, что же до Вавилона Хаммурапи, то от него остались лишь незначительные следы, а сам он ныне скрывается под водой», «тростниковые топи, окружающие развалины города, источают испарения лихорадки». «Там под грунтовыми водами лежали развалины того Вавилона, который когда-то за пятьсот лет до Моисея и за тысячу лет до Навуходоносора был резиденцией прославленного вавилонского царя Хаммурапи» [*6]. Так исполнился пункт 5 выводов из пророчеств.

Но время не только разрушило город, превратив его в пустыню и болото, оно закрыло к нему и доступ людей. И действительно, ведь сегодня туризм — популярный вид отдыха. А в свою очередь, одними из самых популярных туров становятся путешествия в места исчезнувших цивилизаций. Миллионы туристов ежегодно посещают Римский форум, Афинский акрополь, Спарту, пирамиды Египта, Эфес и т. д. Но Вавилон не посещает никто! Ни один турист! В силу различных причин эта земля всегда лежала вне туристических маршрутов. В настоящее время это территория Ирака, правительство которого, возглавляемое Саддамом Хусейном, изолировало свою страну от окружающего мира. Более того, раскопки Вавилона в настоящее время провела только экспедиция Кольдевея в 1898—1914 годах, тогда как в других древних городах раскопки проводятся ежегодно и несколькими экспедициями (пункт 13 выводов из пророчеств).

Дорогой читатель! Мы с вами завершили путешествие в Древний Вавилон, исследовав его историю, археологию и Библейские пророчества.

Сегодня наш Господь обращается к нам с теми же словами, что некогда относились к древним народам: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло…» Выбор остается за вами, но помните, что пророческие часы земной истории очень скоро пробьют полночь, когда времени для выбора уже не будет.

«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Втор. 30:19).

Примечания к 13 главе

[*1] Кленгель-Брандт Э. Указ. соч. стр. 243.
[*2] Нейхардт А. А., Шишова И. А. Указ. соч. стр. 42-43.
[*3] Кленгель-Брандт Э. Указ. соч. стр. 29-30.
[*4] Кленгель-Брандт Э. Указ. соч. стр. 36.
[*5] Конради Л. Р. Тайна разоблачена, или Снятие семи печатей. Рига: Б. Бехтер и К¦. 1910. стр. 91.
[*6] Церен Э. Библейские холмы. М.: Правда, 1986. стр. 104.


Все книги автора

Развалины

 


Публикуется по изданию (с исправлениями и дополнениями):
Опарин А. А. «И камни возопиют…» : Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192с.
ISBN 966-7099-99-7

© Права на тексты принадлежат Алексею Опарину, 1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна.
По вопросам коммерческого издания книги обращайтесь к автору. НЕ КРАДИ! (Лк.18:20)


 
Ia?aiaoa