|
Ксеркс, Мардук, Вавилон, Мидо-Персия Часть I. Археологическое исследование книги пророка Даниила После падения в 539 году Вавилон перестает играть доминирующую роль на Востоке. Бурные события 5—4 веков до Р. Хр., на которые старый город взирал, как старик взирает на суету молодых, с оттенком снисхождения человека, прожившего жизнь, всего несколько раз непосредственно коснулись Вавилона. И что интересно, эти последние страницы истории города напрямую связаны с пророчествами. При Дарий Первом Мидо-Персия начинает войну с Грецией, которая была продолжена сыном Дария Ксерксом. Несмотря на численное превосходство, персы терпели ощутимые поражения. Одним из них стало Саламинское сражение (479 год до Р. Хр.), которое во многом предрешило исход всей войны. Теперь даже в Персии в победу мало кто уже верил. Пользуясь ослаблением государства в войне и отсутствием царя, бывшего на театре боевых действий, сатрапии (провинции) империи начали освободительную войну. Одним из ее центров стал Вавилон. Давно ненавидя творение Навуходоносора, а также желая поправить разоренную казну несметными храмовыми сокровищами, а также пользуясь подвернувшимся предлогом, «Ксеркс решил раз и навсегда уничтожить значение Вавилона и отважился на решительный и необычный для того времени поступок. Он приказал вывезти статую Мардука из города. Это повлекло за собой прекращение основной культовой деятельности в этом храме, вокруг которого могли группироваться недовольные персидской политикой элементы. С 479 года до Р. Хр. Ксеркс перестал титуловаться царем Вавилона. Таким образом, Вавилония оказалась низведенной до положения рядовой сатрапии державы Ахеменидов» [*1]. «Город был снова разгромлен, и, видимо, были опять снесены его укрепления; но самое главное — Ксеркс разрушил Эсагилу и Этеменанку, и приказал расплавить статую Мардука. Последнее было им сделано уже вне пределов Вавилонии» [*2]. «Осада Вавилона длилась несколько месяцев и, по-видимому,
завершилась в марте 481 г. суровой расправой. Городские стены и укрепления
были срыты… Часть жрецов казнена. Главный храм страны Эсагила (святилище
верховного бога Мардука) и зиккурат Этеменанки также сильно пострадали.
Многие предметы из сокровищницы этого храма, посвященные туда ассирийскими
и вавилонскими царями, были увезены в Персеполь… Золотая статуя бога
Мардука весом 20 талантов (около 600 кг) была увезена в Персеполь и,
вероятно, переплавлена. Тем самым Ксеркс нанес этому древнему городу
страшный удар, так как теперь, по вавилонским представлениям, никто
не мог провозгласить себя законным царем. Ведь для восшествия на трон
необходимо было получить корону из рук Мардука в Эсагиле во время новогоднего
праздника» [*3]. Итак, Ксеркс захватил статую Мардука и вывез ее из Вавилона, из храма Эсагилы, где она находилась веками, устроив одновременно с этим притеснения храмов и жрецов. Движимый Богом пророк Исайя предсказал за 200 лет пленение и низвержение этих богов, которым поклонялись в его время языческие народы: «…истуканы их — на скоте и вьючных животных… Низверглись, пали… не могли защитить носивших, и сами пошли в плен» (Ис. 46:1—2). Так исполнился пункт 14 пророчеств (см. главу 8). Шли годы, умер осквернитель Вавилона царь Ксеркс, который разрушая славу Вавилона и увозя статуи его богов, не подозревал, какая участь ждет его в истории, и какую насмешку над ним сыграет она через 150 лет: «Увидя большую статую Ксеркса, которую толпа, проталкиваясь во дворец, впопыхах опрокинула, Александр остановился и заговорил, словно обращаясь к живому человеку: «Бросить тебя так за твой поход в Элладу или поднять за твою доблесть и душевное величие?» Долго простоял он перед статуей молча и затем ушел» [*5]. Воистину, «кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен…» (Откр.
13:10). Удивительно, но эти слова сбылись в истории царя Ксеркса. [*1] Всемирная история. В 24 т. Т. 4. стр. 304. |
|
||||||
Публикуется по изданию (с исправлениями и дополнениями): Опарин А. А. «И камни возопиют…» : Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192с. ISBN 966-7099-99-7 © Права на тексты принадлежат Алексею Опарину,
1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения
ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование
для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта,
гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна. |