|
Осада Вавилона, пророчества о Вавилоне Часть I. Археологическое исследование книги пророка Даниила Священное Писание учит каждого из нас, что понятий судьбы, рока, таких популярных в восточных религиях, и сегодня не сходящих со страниц печати, не существует. Ибо если бы они были, тогда у человека отсутствовало бы право и возможность выбора. Но в отличие от дьявола, автора идеи о неотвратимости судьбы, Бог всегда предлагает человеку выбор: «Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые Я заповедаю вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня…» (Втор. 11:26—28). «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло…» (Втор. 30:15). Христос пришел на нашу землю, отдал Свою жизнь для того, чтобы каждый человек мог быть спасен. Но принять жертву Христа ради нас или не принять — решать нам. Право выбора Бог оставил за каждым человеком. Выбор остается и за народом, и за государством, так же, как и за каждым отдельным человеком. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но, если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18:7—9). Это право выбора было предложено и Вавилонской империи,
и ее народу, погрязшему в отвратительных грехах. О разложении и духовном
падении вавилонян, к которому привела исповедуемая ими религия, можно
было бы много писать, но рассмотрение и анализ этих вопросов не входит
в задачу данной книги, посвященной археологии и пророчествам. Поэтому
мы ограничимся лишь двумя цитатами античных историков, которые достаточно
наглядно характеризуют жизнь вавилонян. А вот свидетельство о Вавилоне римского историка Квинта Курция Руфа: «Нет другого города с такими испорченными нравами, со столькими соблазнами, возбуждающими неудержимые страсти. Родители и мужья разрешают здесь своим дочерям и женам вступать в связь с пришельцами, лишь бы им заплатили за этот позор. Пиршества и забавы по душе царям и их придворным… вавилоняне же особенно преданы вину и всему, что следует за опьянением. Вначале вид у пирующих женщин бывает скромный, потом снимается верхняя одежда… и под конец… они сбрасывают с себя и нижние одежды. И этот позор в обычае не только у распутниц, но и у матрон и девушек; предоставление своего тела считается у них любезностью» [*2]. Даже видевшие полмира суровые римляне, сами не отличавшиеся нравственностью, были поражены растлением вавилонян. У последних даже были боги — покровители гомосексуалистов, скотоложников и пр. Но даже к таким людям, которых с трудом можно было назвать людьми, был обращен Божий призыв к покаянию и спасению. Но в отличие от своего великого царя Навуходоносора они
отвергли призыв Божественной милости и избрали зло и смерть. И тогда
пророчества, произнесенные Богом через избранных вестников, стали неотвратимыми
и безусловными. Чаша Господнего терпения переполнилась. «И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона… И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною…» (Ис. 14:22—23). «Слово, которое изрек Господь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию пророка: «Возвестите и разгласите между народами… Вавилон взят… Ибо от севера поднялся народ, который сделает землю его пустынею и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинутся и уйдут… Меч на Халдеев… на жителей Вавилона… Засуха на воды его, И они иссякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ… Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки — как женщину в родах. От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышен между народами» (Иерем. 50:1—3; 35—38; 43; 46). «Вавилон был золотою чашею… опьянившею всю землю: народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился… оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес… Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтоб истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его. Против стен Вавилона поднимите знамя, усильте надзор, расставьте сторожей, приготовьте засады, ибо как Господь помыслил, так и сделает, что изрек на жителей Вавилона. …Вооружите против него народы, царей Мидии… и всю землю, подвластную ей… Гонец бежит… чтобы возвестить царю Вавилонскому, что город его взят со всех концов. И броды захвачены, и ограды сожжены огнем, и воины поражены страхом… Во время разгорячения их сделаю им пир, и упою их, чтоб они повеселились и заснули вечным сном… Устремилось на Вавилон море; он покрыт множеством волн его. Города его сделались пустыми, землею сухою, … где не живет ни один человек… И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его и заснут сном вечным и не пробудятся… толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем…» (Иерем. 51:7—9; 11—12; 28; 31—32; 39; 42—43; 57—58). Вот каковы выводы из данных 1. Против Вавилона пойдут мидяне (Ис. 13:17; Иерем. 51:28). 2. Город никогда более не заселится, люди покинут его (Ис. 13:20; Иерем. 50:3). 3. Аравитянин не будет там пасти своих стад (Ис. 13:20). 4. На месте города будут обитать звери пустыни (Ис. 13:21, 22). 5. Город станет болотом (Ис. 14:28). 6. Народ с севера пойдет на Вавилон войной (Иерем. 50:3). 7. На месте города будет пустыня (Иерем. 50:3). 8. Вавилонский царь будет беспомощен в день нашествия (Иерем. 50:43; 51:31). 9. Город падет внезапно (Иерем. 51:8). 10. Будут делаться попытки восстановить Вавилон, но они закончатся провалом (Иерем. 51:9). 11. От города останутся развалины (Иерем. 51:37). 12. Город будет взят в состоянии опьянения его жителей (Иерем. 51:39; 51:57). 13. После разрушения город практически не будет посещаем (Иерем. 51:43). 14. Идолы Вавилона будут низвергнуты и пойдут в плен (Ис. 46:1-2). 15. Против стен Вавилона будет расставлена стража и подготовлена осада (Иерем. 51:12). 16. Будут захвачены броды, и иссякнет вода (Иерем. 51:32;
50:38). Однако воодушевление, вызванное первыми победами, прошло, лишь только войска Кира подошли к Вавилону. Его неприступные стометровые стены не сулили быстрой победы. Осада могла затянуться на долгие годы, и тогда по совету Гобрия и его товарища Гадата Кир предпринимает следующее весьма хитрое решение, также предсказанное в пророчестве (диалог Кира со своими полководцами у стен Вавилона передает в своей Киропедии Ксенофонт): «Когда воины разместились в лагере, Кир созвал всех начальников, и сказал: «Доблестные союзники, мы осмотрели кругом вражеский город, что касается меня, то я, признаюсь, не вижу, каким образом можно взять штурмом столь мощные и высокие стены… Поэтому я полагаю, если только вы не можете предложить чего-либо другого, то надо взять город… осадою. Тут Хрисант спросил: «А разве не течет посередине города эта река, ширина которой более чем два стадия? «Верно…», — отвечал Гобрий, — «но и глубина у нее такая, что если даже человек встанет на плечи другому, то и тогда он не покажется над водою, так что этой рекой город еще более укреплен, чем стенами» (Кн. 7, 5. стр. 171—172). На этом совете было решено с помощью инженерных работ отвести русло реки так, чтобы под крепостными стенами образовался ход, по которому войска могли бы, минуя укрепления, проникнуть в город. На этом рассказ Ксенофонта мы на время прервем и обратимся к другому источнику. Греческий же историк Геродот продолжит повествование: «Наконец — другой ли кто подал совет в затруднении или же сам Кир сообразил, как ему поступать, — но сделал он вот что. Он поставил часть своего войска ниже по течению, у ее (реки. — А.О.) выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. После этого сам царь с нестроевой частью войск отступил. По прибытии к упомянутому выше озеру Кир сделал с рекой приблизительно то же самое, что некогда совершила и вавилонская царица. Персидский царь отвел реку с помощью канала в озеро, которое, собственно, было болотом, а таким образом старое русло сделалось проходимым» [*4]. О дальнейшем развитии событий на подступах к Вавилону,
о том, что вышло из начинаний Кира, и каким образом исполнились остальные
пророчества Библии, мы узнаем в следующей главе. [*1] Геродот. Указ. соч. Кн. 1, 199. стр. 87—88. |
|
||||||
Публикуется по изданию (с исправлениями и дополнениями): Опарин А. А. «И камни возопиют…» : Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192с. ISBN 966-7099-99-7 © Права на тексты принадлежат Алексею Опарину,
1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения
ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование
для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта,
гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна. |