|
Святые отцы, отцы церкви, старцы Часть II. Вавилонское вино Вопросы, задаваемые жизнью «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя на наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-Петра 5:1—5). «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен), страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1-Тим. 3:2—6). «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2-Тим. 2:15). «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей!» — говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: «Вы рассеяли овец Моих и разогнали их и не смотрели за ними; вот Я накажу вас за злые деяния ваши», — говорит Господь (Иерем. 23:1—2). «Ибо пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их», — говорит Господь» (Иерем. 23:11). «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «Мир! Мир!», — а мира нет» (Иерем. 6:13—14). «Для чего мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны Мне, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иерем. 6:20). «Не надейтесь на обманчивые слова: «Здесь храм Господень, храм Господень…» Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши… не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы… то Я оставлю вас жить… Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи… и ходите во след иных богов… И потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «Мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» (Иерем. 7:4—11). Сделаем некоторые обобщения: 1. Библия не делит верующих на мирян и духовенство, все они, согласно Библии, являются «царственным священством». 2. Священное Писание не знает титулов ни пап, ни патриархов, ни митрополитов, ни аббатов и пр., а только пресвитеров, пасторов. 3. Священнослужителям было дано право иметь семью — жену и детей. 4. Церковь не имела собственных земель. 5. Церковь не участвовала в политике. 6. Пастыри не должны господствовать над стадом (паствой). 7. Жизнь пастырей должна быть примером для паствы. 8. Звание священника отнюдь не является гарантией спасения данного человека и близости его к Богу. Итак, посмотрим, как же случилось, что настолько сильно,
почти до неузнаваемости, изменилась структура церкви. Чем больше и значительнее был город, тем на большую власть претендовал его митрополит. Духовенство Антиохии, Александрии, Иерусалима, Константинополя и Рима, объявив свои митрополии основными христианскими центрами, избирают себе патриархов — глав митрополитов. Особое значение приобретает среди них римский первосвященник, названный вскоре папой, великим понтификом. Следует отметить, что титул понтифика (в переводе с греч. «величайший строитель мостов») своими корнями уходит в языческое прошлое Италии, ибо так там назывался глава жреческой коллегии [*5]. В Рим этот титул пришел из языческого города Пергама, когда тот в 133 году до Р. Хр. был присоединен к Римскому государству. В Пергаме титул понтифика носили монархи, бывшие одновременно верховными жрецами. В Пергам он перекочевал из Вавилона, где его удостаивались жрецы. Слово «мост», от которого происходит это название, означало связь земного с небесным и преисподним мирами, связь с духами и богами. Так в 5 веке по Р. Хр. после принятия папой этого титула осуществилась его прямая связь с вавилонскими жрецами, бывшими на протяжении веков служителями сатаны. Последующее развитие папской власти хорошо знакомо читателю: инквизиция, крестовые походы, Варфоломеевская ночь, оргии в Ватикане, «Власть блудниц» при папском дворе (904—963), содомия описаны в любом учебнике и книге по истории тех времен. На долгие столетия папа становится хозяином Европы, а церковь — из церкви, дающей Евангелие миру, превращается в церковь-феодала, несущую кровь и слезы, огнем и мечом уничтожавшую все, что становится у нее на пути. На Востоке Европы, где центром христианства долгое время был Константинополь — столица Византии, ситуация складывается несколько по-иному. Дело в том, что при Константине Первом в 4 веке столица империи переносится из Рима в Константинополь. И вследствие этого бывший там Константинопольский патриарх попадает в прямую зависимость от императора, тогда как в Риме после отъезда цезаря папа остается единственным как духовным, так и политическим вождем. Иными словами, на Западе папство встало над государством, превратившись в мирового гегемона. «Развитие церковного влияния породило то достопамятное различие между мирянами и клиром… Первое из этих названий обозначало вообще всех христиан, а второе, согласно с самим значением этого слова, было усвоено избранными людьми… Вместо безусловного самопожертвования проповедники Евангелия стали принимать… приношения… расточали церковные богатства на чувственные наслаждения, некоторые другие употребляли их на цели личного обогащения и на мошеннические предприятия» [*6]. «Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца Pontifex maximus, эта традиция сохранилась и в православной Византии: василевсы (императоры) носили титул «святой», могли участвовать в церковной службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтари. Они решали вопросы веры на соборах; волей императоров из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался Константинопольский патриарх» [*7]. История знает массу примеров, когда император отстранял патриарха от власти. Поэтому для истории восточных европейских стран, в том числе Украины и России, характерно подчиненное положение церкви по отношению к государству. Взять хотя бы упразднение Петром Первым в 1700 году института патриаршества и введение Священного Синода — по сути, министерства религии. Или разрешение И. В. Сталина в 1944 году вновь избрать патриарха, которого в России не было после Тихона, умершего в 1925 году. Действительно, как до неузнаваемости изменилась церковь
со времен Христа. История сохранила интересный случай, произошедший
в 15 веке в Праге, куда прибыли два художника. «В многолюдном месте
города они установили две картины. На одной из них был изображен Христос,
въезжающий в Иерусалим, — «кроткий, сидя на ослице…» (Мф. 21:5), в сопровождении
учеников, в изношенной от долгих странствий одежде, босой. Другая картина
представляла папскую процессию: папа, облаченный в богатые одежды, с
тиарой на голове восседал на великолепно украшенной лошади, пред ним
спешили трубачи, а замыкали шествие кардиналы и прелаты в роскошных
одеждах. Эти картины стали своеобразной проповедью, привлекавшей внимание
людей всех слоев общества… И каждый мог извлечь соответствующий урок
и сделать собственный вывод, многие были потрясены контрастом между
кротостью и смирением Христа-Учителя, и гордостью, высокомерием папы,
именующим себя Его слугой» [*8]. Не напоминает ли это вам, уважаемый
читатель, трансляции о приезде папы, патриарха, митрополитов, столь
пышных и величественных? Не сделать ли нам соответствующие выводы, по
примеру жителей средневековой Праги? 2. Превращение церкви в политическую силу. 3. Отстранение от участия в служении простых людей
(в проповеди Евангелия в первую очередь). 7. Присвоение духовенством функций Самого Бога
— прощение и отпущение грехов, исповедь перед священником (введена в
508 году по Р. Хр.). 9. Появление инквизиции как средства борьбы с инакомыслием. 11. Замена изучения живого Слова Божия — Библии
сложными, мало понятными людям обрядами. 1. Признают кого бы то ни было (человека, находящегося на любой ступени духовной иерархии) непогрешимым, преклоняясь перед ним. 2. Считают, что решения церковных соборов, духовных вождей могут отменять Божьи заповеди и постановления, изложенные в Библии. Священное Писание призывает нас повиноваться Богу, а не людям. Мы пьем это вино, если не соблюдаем Закон Божий так, как он изложен в Библии, в угоду человеческим решениям. Мы будем также пить вавилонское вино, если, находясь в церкви, будем руководствоваться политическими конъюнктурами. 3. Полагают, что служение Богу доверено одним лишь священникам. Библия называет «родом священным» всех верующих. 4. Верят, что обрядовое служение приближает нас
к Богу, забывая при этом совет Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете
через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). [*1] Гиббон Э. Указ. Соч. Т. 2. стр. 50. |
|
||||||
Публикуется по изданию (с исправлениями и дополнениями): Опарин А. А. «И камни возопиют…» : Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192с. ISBN 966-7099-99-7 © Права на тексты принадлежат Алексею Опарину,
1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения
ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование
для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта,
гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна. |