|
Индульгенции, исповедь, прощение грехов Часть II. Вавилонское вино Вопросы, задаваемые жизнью Всех этих людей, начиная от удачливых бизнесменов и заканчивая простыми людьми, мучит, порой подсознательно, вопрос: простил ли Бог их грехи? Несмотря на долгую историю существования греха на нашей планете (6000 лет), в каждом человеке сохранилась, хотя бы частичка, страха Господнего. И поэтому для того, «чтобы как бы чего не вышло», человек пытается со своей стороны «задобрить» Бога добрыми своими делами, «компенсируя» тем самым свои грехи. В зависимости от возможностей каждого, эта «компенсация» бывает различной: громадные суммы на храм или просто посещение в праздник церкви, чтобы поставить свечи, побывать на службе. Выполнив это, люди покидают храм в возвышенном настроении, умиротворенности, радости. Но проходит день или два, неделя, месяц — и чувство беспокойства, сомнения и неудовлетворенности вновь овладевает человеком. Интересен также тот факт, что и в прошлые времена люди
пытались получить прощение грехов теми же способами, что и сегодня.
Как и сейчас, тогда человек не находил удовлетворения и покоя во внешних
обрядах, чем и была вызвана Великая Реформация церкви. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1-Ин. 1:9). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13—14). «А Сей, как пребывающий вечно (Иисус Христос. — А.О.), имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24—25). «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника…» (1-Ин. 2:1). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками,
человек Христос Иисус…» (1-Тим. 2:5). До 4 века по Р. Хр. христианская церковь следовала этим предписаниям Библии. Однако в 323 году, когда при Константине Первом церковь из гонимой превратилась в государственную, изменился не только ее статус, но и устройство. Класс пресвитеров из служителей своих ближних превратился в отцов церкви. Помимо политического влияния и огромных земельных богатств, они захватили и духовную власть, которая вскоре превратилась в духовный контроль над умами и совестью людей, лишив их права выбора, предоставленного человеку Самим Богом. Одним из инструментов для достижения этого стала известная «святая» инквизиция. Такой контроль, конечно же, был бы невозможен, если бы вопрос прощения грехов, иными словами, вопрос спасения, решался только бы между человеком и Иисусом Христом, как это указано в Библии, без каких бы то ни было посредников. Но одной инквизиции дьяволу было мало. Нужен был сложный механизм, который бы позволил лишить людей надежды на прощение и спасение. Но поскольку Библия утверждала, что для прощения, а значит, и спасения, достаточно покаяться и попросить в личной молитве Христа простить грехи и дать силу больше их не совершить, нужно было включить между человеком и Христом посредника в лице священника, без которого доступ к Богу, якобы, невозможен. Отныне было объявлено, что без участия посредника человек лишен непосредственной связи со своим Спасителем. Свою функцию этот посредник осуществлял с помощью двух рычагов — индульгенций и исповеди перед священником. Рассмотрим их подробнее. Индульгенции Индульгенция представляла собой папскую грамоту, свидетельство об отпущении грехов как прошлых, так настоящих и будущих (!), выдаваемую за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Богословие обосновывает индульгенцию тем, что католическая церковь обладает, якобы, неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей [*1]. Индульгенции давались первоначально при наличности раскаяния, проявляющегося в добрых делах (пост, милостыня, паломничество)… право раздавать индульгенции давали епископам в аренду за ежегодный взнос» [*2]. Итак, индульгенция выполняла следующие функции: 1. Освобождала человека от грехов как прошлых, так настоящих и будущих. 2. Эти грехи покрывались из сокровищницы добрых дел, совершенных когда-то Христом, Девой Марией, апостолами, мучениками, и которые находились, якобы, в распоряжении церкви. 3. Отпущение грехов продавалось человеку за деньги. Представьте себе картину, так часто встречающуюся в Средние века: человек приходит к священнику и покупает у него индульгенцию, прощающую ему воровство или убийство, которое он замыслил. Прокомментируем теперь эти три основных положения текстами из Библии: «…Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души…» (Иез. 14:20). Итак, праведник своей праведностью может спасти только самого себя. «Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1). «…Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17). «…получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римл. 3:24). «И сказал мне: Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном…» (Откр. 21:6—7). Вот и ответ насчет спасения и прощения за деньги. Впервые индульгенции появились в 11 веке, первоначально освобождая человека от наложенного церковью какого-либо наказания. В 13 веке, купив индульгенцию, разумеется, за особую и немалую цену, человек мог вызволить из чистилища страдающую там душу своих близких, земная жизнь которых подчас вряд ли давала им право на рай. При этом богатые находились по сравнению с бедными в более выгодном положении, ибо их денег хватало, чтобы себе и близким обеспечить спасение и вечную жизнь, неимущим же не было никакой надежды на прощение и спасение. Монахи, продавцы индульгенций, говорили: «Sobald das Geld im Kasten Klingt, die Seele aus dem Fegfener springt» («Как только деньги в ящике звякнут, душа из чистилища выскочит»). Исповедь 1. Извращение в глазах людей характера любящего Бога. 2. Отвергалась миссия Христа как Посредника, Ходатая и
Спасителя. 3. Не требовалось от человека внутреннего изменения и
преобразования. 4. Обман самих себя. 5. Злоупотребления церковнослужителей. 6. Дискредитация церкви. Будем же помнить о тех горьких последствиях, возникших в результате того, что люди поставили свои законы и уставы выше Божьих.
[*1] Христианство: Словарь / Под ред. Л.Н.Митрохина. М.,
1994. стр. 162—163. |
|
||||||
Публикуется по изданию (с исправлениями и дополнениями): Опарин А. А. «И камни возопиют…» : Монография. — Харьков: Факт, 2000. — 192с. ISBN 966-7099-99-7 © Права на тексты принадлежат Алексею Опарину,
1996-2002 год. Разрешено свободное распространение при условии сохранения
ссылки на автора и целостности текста. Разрешено свободное использование
для некоммерческих целей. При любом использовании материалов сайта,
гиперссылка (hyperlink) на nauka.bible.com.ua обязательна. |