Однажды гнев Господень возгорелся на Израильтян, ибо Давид восхотел «знать число народа». После того же, когда он осознал свой проступок и «вздрогнуло сердце Давидово», к царю был послан пророк Гад с предложением выбора одного из трех наказаний.
«Пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою. И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, - быть ли голоду в стране твоей семь лет, - или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, - или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня». (2Цар.24:12,13)
Услышав слова пророка, Давид дает ответ:
«И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне». (2Цар.24:14)
Теперь вопрос : «Какое из трех наказаний выбрал Давид?»
Я всегда раньше думал, что Давид выбора не делал, но как бы переложил тяжесть своего выбора на Бога, когда сказал - «пусть впаду я в руки Господа». Т.е. царь предоставил Господу выбрать, что постигнет его из этих трех бедствий.
Думаю, что на данную историю можно посмотреть и по другому. Склонен считать, что Давид все же сделал свой выбор, Бог этот выбор принял и послал избранное Давидом, ибо сказано - «выбери себе одно из них».
Ключ к пониманию выбора Давида кроется в следующих его словах - «пусть впаду я в руки Господа». «Впасть в руки Господа» - означает выбор третьего наказания - моровая язва в течение трех дней.
В те древние времена, а порой и сейчас, события и происшествия, не имеющие на себе отпечаток человеческого фактора, обычно приписывали действию Свыше.
Голод можно списать на нерадивых земледельцев, неумелых торговцев и свалить на людей. Военный конфликт можно объяснить плохим характером соседских народов. Но моровую язву, которая в три дня косит семьдесят тысяч человек, списать на руки человеческие нельзя. Тогда еще не было вирусологов. И если язва приходила, то означало, что это от руки Бога.
Поэтому Давид и говорит - «пусть впаду я в руки Господа», имея в виду именно третье бедствие, (самое короткое по времени, но самое разрушительное по действию).
Подобным образом мыслил Иов, когда сверхъестественным образом потерял все, что имел, когда покрылся язвой - «Господь дал, Господь и взял». «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?». (Иов.1:21, 2:10)
Еще интересный момент в этой истории. Давид выбирает наказание, которое из всех трех касается других, но не касается его лично. Виновен пред Богом он, а отвечать обрекает других.
Бегать от неприятелей нужно было бы лично самому. Голод тоже мог коснуться и Давида. А вот моровая язва проходила мимо него самого, ибо помазанник Божий с обетованием был неприкосновен. И именно это наказание он и выбрал.
И только когда Ангел простер руку к Иерусалиму, только тогда что-то екнуло в сердце Давида.
«И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его». «И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего». (2Цар.24:16-19)
Последствия этого выбора Давид мог вспоминать всю жизнь. Люди помнили из-за кого они лишились близких. Каждая вдова, сирота, каждая могила, связанные с последствием того выбора, скорбью отзывались в душе царя.
Всегда лучше самому лично нести последствия своих проступков и не перекладывать эту ношу на плечи других.
Благословен Господь, Который даст нам силы и мудрости поступать и думать правильно.