|
Воздержание. Что это такое? В самом слове присутствует корень «держ», который входит в слово «держать». Поэтому само понятие воздержания связано с держанием или удерживанием кого-либо, кем-либо/чем-либо, от чего-либо.
Чтобы еще лучше понять значение этого слова, я попробовал вспомнить еще несколько похожих, однотипных слов имеющих ту же структуру, что и слово «воздержание». Это такие слова – «возмущение», «возбуждение», «вознегодовать», «вознесение» и т.д. Данные слова описывают состояние или поведение человека помещенного в определенные внешние обстоятельства и заключенного в определенные временные рамки.
Из этого следует, что «воздержание» - это процесс активизации контроля над своим мыслительным процессом и поведением в потенциально опасной внешней среде и на определенное время. Это если в общих чертах.
Воздержание – это система защиты ума и сердца от возможного начала превращения мыслей в желания и действия. Воздержание – это буфер между внешним раздражителем и твоим откликом на него. Внешним раздражителем может быть место, в котором оказался человек, и которое требует активизации контроля за тем, куда ты смотришь, что слышишь и о чем в связи с этим начинаешь думать. Т.е. это люди, место и среда опасные для христианина. Воздержание имеет подлинный смысл и силу, когда является плодом Духа Святого, а не просто исключительно личных, волевых усилий человека.
Парадокс воздержания
Если говорить о предложенных текстах послания Филиппийцам: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:12,13)
В чем же парадокс воздержания? Он в том, что необходимо быть воздержанным в отношении всего, что носит или может носить дьявольский отпечаток, и быть абсолютно невоздержанным ко всему Божьему, что ведет к праведности, чистоте и истине. Как и написано – «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил.4:8) Подлинно, от таких помышлений воздерживаться не нужно.
Еще о том, что касается нашего мышления. Плохие мысли приходят в голову тогда, когда мы перестаем думать мысли хорошие.
Т.е. если в нашем разуме непрерывный процесс праведных размышлений, то дьяволу просто некуда впихнуть свое. Это как если пробовать впрыгнуть в мимо несущуюся электричку.
Но вот если мы решаем сделать «перерыв» в нашем благом размышлении, то тут как тут приходит сатана, чтобы заполнить пробел в мыслях. У дьявола всегда для нас есть «рекламная пауза», и она может затянуться на годы…
Иосиф и немедленные результаты праведности
Внезапно ли Иосиф решил отвергнуть предложение жены Потифара? Бывает так, что люди вспоминают о том, что они христиане в самый момент искушения. Но это уже поздно. В чем суть победы Иосифа? Сила праведности Иосифа в следующем тексте – «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9) Его фраза «пред Богом» и есть фундамент крепости его намерений и поступков. «Пред Богом» - это девиз всей жизни Иосифа. Это стиль его жизни и мышления.
С самого рождения, в детстве и юности, Иосиф постигал смысл и суть хождения пред Богом. Это стало его ежедневным занятием – быть пред Богом. И когда пришло искушение, у Иосифа хватило «масла в сосудах», чтобы выдержать натиск врага и победить. Он это привык делать и в более малых обстоятельствах своей жизни с братьями, чей образ жизни он не вполне разделял.
Иосиф, это второй Енох. О нем сказано так – «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24) Оба ходили «пред Богом». Одного Бог взял от земли и вознес на небо. Другого Бог взял от семьи и вознес к престолу Египетскому.
Самсон и плоды падения
Воздержание и Самсон. Слова, которые вряд ли можно ставить вместе. Вот некоторые слова из речи Самсона - «мне понравилась», «сделаю им зло», «я отмщу вам», «убил я», «умри». Что видел – то и брал, кто нравился на той и женился – «увидев там блудницу, вошел к ней». К сожалению, Самсон жил по велению очей своих и желаниями своими был движим.
Какое прекрасное начало – «И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом» (Суд.13:24,25) И какой печальный конец – «И сказал Самсон: умри, душа моя...» (Суд.16:30)
А всему виной – «И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе…» (Суд.14:1) Пошел куда не следует, и увидел, кого не следует. Куда наши ноги идут? Что глаза наши видят?
Не зря сказано – «Блажен муж, который не ходит…» и «Не смотри…» (Пс.1:1, Прит.23:31)
Где находимся, что видим – о том и думаем, того и желаем.
Марафонский забег Павла
Недавно проходили Олимпийские игры, спортсмены состязались за олимпийское золото. Сколько лет изнуряющих тренировок, дисциплины, сколько потрачено денег – и все ради краткого триумфа и небольшого золотого кружочка.
Бобслеист летящий на санях со скоростью 150 км./ч. не замечает, что находится по бокам трассы, что написано на рекламных щитах, он вряд ли остановится на пол пути, чтобы поговорить со зрителями или переспросить о чем кричат трибуны. Он этого не слышит и не видит. Цель одна – финиш. И не только финиш, но и домчаться туда быстрей других и показать лучший результат.
Удивительно наверное будет, если биатлонист вдруг остановится, отстегнет лыжи и пойдет прогуляться по снегу. Или вместо мишени, в прицел будет разглядывать верхушки елей. О нет! Его не собьешь с лыжни и не заставишь стрелять по шишкам. Только вперед и только в цель!
Христианин! Бегущие по снегу не бегут к вратам Эдема. Но сколько воздерживаются и сколько страдают ради своей земной цели. «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1Кор.9:25) Но просто бежать мало. Нужно бежать ТАК, чтобы победить. «Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24) Секрет победы, где награда вечность, прост – воздерживаться от всего, что мешает эту вечность получить, от всего, что мешает забегу.
Как возрастать в воздержании
Отражать внешние нападки лукавого легче, чем бороться с уже посеянными семенами зла. Плод Духа – воздержание, уже совершенен в самой своей сути. Его не нужно улучшать или самостоятельно увеличивать. Он САМ будет возрастать, если вы будете ему подчиняться! Возрастать в воздержании можно только путем упражнения этого воздержания. Воздержан в малом – воздержани и во многом. Побеждая воздержанием, малые уловки сатаны, вы завтра одолеете и большие силки, а послезавтра еще более мощные искушения. Воздержание возрастает только от практики побед этого воздержания.
О Христе написано – «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр.5:7,8)
Легко ли воздерживаться? Трудно. Но возможно!
Ибо если Слава Вселенной сильно вопил и в слезах страдал, чтобы победить, то сколь более нам нужно следовать Его примеру, чтобы одолеть и спастись?!
Беспечные погибнут. Воздержанные спасутся.
Антон Заруба 04-05.03.2010г. |