Бывает, есть затруднение в определении того, что есть Ветхий Завет и Новый Завет. Обычно Ветхим Заветом называют первую часть Библии, включающую в себя Тору, книги пророков, псалмы. (Это ТаНаХ состоящий из Торы, Невиим (пророки), Ктувим (писание)). Под Новым Заветом имеют в виду вторую часть Библии - это книги Евангелий и послания Апостолов. Так же Ветхим Заветом называют время жизни народа до прихода Иисуса Христа, а Новым Заветом - время после Его рождения, смерти и вознесения.
Но, чтобы была ясность в понимании этого вопроса, следует понять, что есть Завет.
Ветхий Завет – это история обетований, взаимоотношений народа и Бога, апогеем чего является кульминационное событие на Синае. Заключение Завета на Синае между Всевышним и еврейским народом, с дарованием десятисловия и слов Закона, записанными в Тору, и есть Ветхий Завет. Ветхий Завет – это единоразовое событие на Синае. Это дело, осуществленное Всевышним для народа. Скрижали Десятисловия – доказательство факта Завета. Тора (Пятикнижие) – подробно записанный Завет.
Книги же Судей, Царств, книги пророков – не являются «Ветхим Заветом». Эти книги – описание жизни народа, находящегося в Завете с Богом. Это история нарушений Завета и его обретения, падения и покаяния как отдельных персонажей повествования, так и целых народов. Эти книги – есть история борьбы дьявола против Завета и борьба Всевышнего за Свой народ Завета. Цель этих книг – духовное назидание, увещевание и возвращению к Завету. (Эти книги не Законодательные - но исторические, назидательные, обличительные, поучительные).
Только одно письменное явление называется Заветом в Библии – Тора. «…и взял книгу завета и прочитал вслух народу..» (Исх.24:7) Остальные книги первой части Библии, кроме Пятикнижия (Торы), не являются «Ветхим Заветом», но описывают историю жизни народа, заключившего этот Завет, являются как бы комментарием на этот Завет. Т.е. есть Завет (называемый Ветхим) и выражение отношения к этому Завету, комментарии на него и истории связанные с ним – это книги пророков, псалмы, исторические книги.
С Новым Заветом обстоит похожая история. Все привыкли называть вторую часть Библии, состоящую из Евангелий и посланий Апостолов – Новым Заветом. Но что есть Новый Завет? Новый Завет – это воплощение, жизнь, служение, смерть и воскресение Иисуса Христа. Именно это есть Завет, который и есть Новый Завет «в крови Моей». Новый Завет – это фактическое, физическое действие выполненное Иисусом Христом на этой Земле, явленное в кульминации Его жизни - смерти на Голгофе и воскресении – это Новый Завет.
И есть книги, которые описывают совершенное служение Иисуса Христа и факт Завета – четыре Евангелия. Сюда еще можно отнести Откровение Иоанна, как книгу лично данную Христом для грядущих поколений, которая содержит Вечное Евангелие, борьбу и торжество Всевышнего в конце истории.
В этом случае мы имеем Новозаветное Пятикнижие, состоящее из четырех Евангелий и Откровения – Тору Нового Завета. Только четыре Евангелия являются Новым Заветом и его законом, только они являются Законодательными книгами Завета, данного Христом, ибо содержат в себе прямую речь Автора Завета и прямую волю Иисуса Христа, Его заповеди, повеления, назидания.
Послания Апостолов Иоанна, Петра и Павла – это комментарий на Завет, осуществленный Иисусом Христом. Но их письма невозможно называть Новым Заветом т.к. они, апостолы, не являются Заветодателями и законодателями Завета. Только автора и инициатора Завета можно обозначить как Заветодателя. И Его личные слова и описание акта заключения Им Завета, явленого на Голгофе – можно называть Новым Заветом, что и воплотилось в четырех письменных Евангелиях.
Все остальные – люди, принимающие условия Завета с человеческой стороны. Поэтому их послания не являются Новым Заветом (т.к. они не Заветодатели), а скорее являются комментариями на Завет, данный Христом. Послания Иоанна, Петра, Павла, Иакова - это реакция Апостолов на свершенное Христом и письменная духовная поддержка общин уже уверовавших в этот Завет. Это как если бы какой родитель оставил своим детям завещание, которое впоследствии оглашает нотариус. И это завещание – завет своим детям, наследниками. И именно текст этого документа и есть завет. А мнение любого человека на это завещание – выражение личного отношения, понимания этого завещания. Комментировать это завещание можно, но эти комментарии не часть этого завещания. (Нужно обозначить, что письма Апостолов являются мощнейшим духовным наследием всего христианства. Увещевания для общин, обличения, духовные назидания, утешения – все это так же Божий дар этому миру, повлиявший на миллионы уверовавших по всему лицу земли).
Так и Ветхий и Новый Завет. Есть фактическое действие, которое осуществил Всевышний по отношению к народу на Синае и на Голгофе – это есть Ветхий и Новый Завет. И есть книги с записанным текстом Заветов – Тора(пятикнижие) и Евангелия. Все остальное – комментарии на Завет.