Есть такая традиция в еврейском народе – быть участником написания свитка Торы. Человек удостаивается написать от руки хотя бы один стих Священного текста.
Навуходоносор приобрел возможность написать как автор целую четвертую главу в книге пророка Даниила.
Из всех языческих царей мира Библии Навуходоносор - единственный царь, с кем Бог так долго работает, и его трансформации посвящены четыре главы из двенадцати.
Четвертая глава – есть финальный эпизод борьбы Бога за Навуходоносора в приобщении его к сонму познавших Вечносущего.
Трудно ли смириться перед Богом обычному человеку? Но насколько труднее это сделать величайшему царю? Очень трудно! И в этом ценность происходящего с Навуходоносором.
В главу царь входит, как имеющий «своего бога» в противовес Богу Даниила. Это видно из текста: «вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога» (Дан.4:5) «По имени бога моего» и «в котором дух Святого Бога» Основная цель четвертой главы в том, чтобы Навуходоносор сменил бога! В этом и вся суть всех первых четырех глав - поменять бога у Навуходоносора. Как и написано: «Остановитесь и познайте, что Я - Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.» (Пс.45:11) Основная проблема Навуходоносора не гордость и эгоизм, а наличие «моего бога». Что и кто твой бог полностью определяет и тебя – кто и какой ты. Смени бога – измени себя.
Почему Бог работает с разумом Навуходоносора и делает это так долго? Потому что царь – думающий человек. «Ты, царь, на ложе твоем думал» (Дан.2:29) «И размышления на ложе моем…» (Дан.4:2) Навуходоносор все эти годы думал и размышлял.
Дополнительно следует подчеркнуть цель четвертой главы – познать, что Всевышний!» Что Всевышний все, везде и во всем. Даниил говорит царю: «доколе познаешь, что Всевышний владычествует» (Дан.4:22)
В главе видна трансформация Навуходоносора. В начале он говорит: «…силою моего могущества и в славу моего величия! (Дан.4:27) Через семь лет риторика меняется и он уже говорит не о себе, но о Боге: «…величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить…». (Дан.4:34) В начале «моего», «моего» - в конце «Которого», «Который».
В конце четвертой главы видно полное, завершающее изменение Навуходоносора. По тем словам, которые царь говорит о Боге и Его делах над собой, можно предположить, что царь окажется в числе спасенных и войдет в Новый Город в числе искупленных. В этой главе мы видим, как происходит его трансформация из царя Вавилона в царя совсем иного рода. Написано о Новом Иерусалиме: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою." Откр 21:24 Вполне вероятно, что одним из тех царей, кто принесет в город свою славу и честь, будет и Навуходоносор. Из царя Вавилона - в царя Иерусалима.