"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9)
* * *
Тема нынешнего урока важная и трудная. От правильно сделанных выводов, будет зависеть и направление последующих шагов в нашей духовной жизни.
Все в этом мире имеет свою цену. Есть даже такая профессия - оценщик. Оценке подвергаются произведения искусства, литературы, недвижимость. При рождении младенец тут же подвергается оценке, и ему делают запись в бланке с оценкой его физического состояния по определенной шкале. Оценки существуют в школе и институте, размер зарплаты тоже форма оценки сотрудника. И после смерти, человек получает оценку, даже размер и форма надгробия является оценочным фактором возможностей родственников.
В самом начале следует задать общий фон начала размышления о самооценке, он следующий - правильной самооценкой изначально не обладает ни один человек на земле. Само слово САМОоценка, лично мне не нравится. Это наше "само" имеет отпечаток шеститысячелетней греховной неисправности. Грех, войдя в мир, испортил в человеке систему координат оценочного суждения. Шкала оценки сбита, искривлена и не соответствует божественному ГОСТу.
Поэтому самостоятельно оценить себя не в состоянии ни один человек. Любые пробы самооценить себя обречены на провал, равно как и проба оценить других. Это тоже, как если бы мы пробовали сами себе поставить медицинский диагноз, а после самодиагноза начинали бы себя самостоятельно лечить. В лучшем случае лечить себя, в худшем - других. Не удивительно, что после подобных самодиагнозов и самолечений люди оказываются в могиле или в палате интенсивной терапии.
Поэтому, поняв и смирившись с фактом, что оценить сами себя мы не в состоянии, мы должны принять по отношению к себе оценку от внешнего источника, который не искажен влиянием греха и показывает верное значение нашей человеческой сущности. Нам необходима верная шкала, эталон, точная система координат оценочного суждения о человеке. И вне человека есть два источника такой оценки: - Библия - Бог (Есть еще третий источник - Божий человек, выступающий с Божьей вестью оценки тех или иных поступков и намерений. Но мы сейчас не будем этого касаться).
На самом деле мир поражен не заниженной, а завышенной самооценкой людей. Павел пишет об этом, говоря: "Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, наглы, напыщенны" (2Тим.3:2-5) Все это описывает людей последнего времени оценивающих себя более, чем они есть. К сожалению, завышенной самооценкой страдает и христианская церковь - " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " (Откр.3:17)
Заниженная оценка себя это еще не самое плохое. Это можно поправить и скорректировать. Сложнее дело обстоит с завышенной самооценки личности самого себя. В большинстве случаев ситуация остается безнадежной, и повлиять на личность с завышенной самооценкой обычно не удается.
Война на небесах, восстание Люцифера произошло из-за его завышенной оценки самого себя. Грех и возник вот от этого самого "само" - самооценки. Человек должен понять, что его всегда пусть оценивает Другой, Тот, Кто в оценке всех не ошибается никогда. Когда человек начинает заниматься САМОоценкой, то в этот момент он начинает смотреть на себя, отводя взор от Бога. Вот тут и наступает момент рождения тайны беззакония.
Люцифер, уже после греха, осознав как он согрешил, и выстроив в разуме систему причинно-следственной связи, понял, каким образом и других склонить ко греху. - Необходимо мысли любой личности направить на саму себя хотя бы в слегка превосходной степени. Именно таким образом дьявол и поступил в Эдеме. Он побудил Еву думать о себе и оценить себя больше, чем есть она на самом деле. И став на эту дорогу смерти, Ева уже не смогла с нее сойти.
Высокой самооценкой страдает и Вавилон - " Сколько славилась она и роскошествовала, ...она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!" " (Откр.18:7)
Мы должны понять следующее - важно не низко или завышено оценить самого себя, а просто оценить себя ПРАВИЛЬНО. И всё. А оценить себя правильно, можно только приняв внешнее, Божье оценочное суждение о самом себе.
Мы все разные. В меру сложившихся исторических событий, в меру сплетения многообразия человеческих судеб и родившихся в связи с этим родственных связей, мы есть то, что есть. И в меру влияния на все это многоразличных факторов, каждый из нас уникален в меру самого себя. И поэтому нет одинакового ни одного - мы все разные.
И вот поэтому, Божье оценочное суждение о нас, действительно только для нас самих. Для другого оно не действительно. Но бывает часто, что мы хотим оценочное суждение Божие о нас применить к другим, и огорчаемся, если эта оценка кому-то не подходит по размеру или не нравится.
В соответствии Библии мы все разные в теле Церкви и несем разный статус, нагрузку и функции. И проблема мирской психологии иногда внедряемой в Церкви состоит в том, что она хочет всех оценить невероятно высоко. Но это тупик. Павел об этом пишет следующее: " Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? " (1Кор.12:14,15) " Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно " (1Кор.12:18-20) " Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? " (1Кор.12:29,30)
И мы должны понять, что не нужно, не будучи пальцем, оценить себя, как глаз или будучи глазом, оценить себя, как ногу, но важно оценить себя именно той мерой, которой ты соответствуешь и увидеть себя тем, кто ты есть по факту. И принять эту реальность.
А оценить себя верно, можно только посмотрев на себя Божьими глазами. Библия это Божии глаза на нас самих. Можно вставить себе эти Божественные глаза и посмотреть на себя Божьим оценочным взглядом. Тогда все станет на свои места и придет покой от правильного взгляда на самого себя. Только применив к себе Божью, а не свою самооценку, можно понять кто ты есть на самом деле, в чем ты нуждаешься, чему не соответствуешь и насколько плох. Это начало пути исправления.
Еще нужно сказать, что все более правильно и верно оценивать себя можно при более увеличивающемся Богоуподоблении своей личности. Чем более ты совершенствуешься, тем более точным начинает становиться твой оценочный взгляд, как на себя, так и на других.
Итак, как правильно оценить самого себя. - Применить к себе Божий оценочный ориентир - Библию и Божье оценочное суждение к нам лично. - По мере приближения к Богу и по мере увеличивающейся освященности будет увеличиваться и верное оценочное суждение о самом себе.
На этом пока всё.
Еще несколько мыслей по уроку.
- "Низкая самооценка себя портит жизнь только вам. Высокая самооценка себя - портит жизнь другим". (Т.е. вы сами знаете как трудно ужиться рядом с человеком, который мнит о себе невероятно много)
- Правильное понимание Бога, дает правильное понимание самого себя.
- Чтобы облечься в нового человека, нужно увидеть, что ты ветхий.
- Мы часто обновляем вещи в своей квартире, предметы гардероба и другое, но можем в течение всей жизни так и не обновить свой характер.