«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7)
Очень рад, что в этом квартале мы будем изучать такие прекрасные темы, которые касаются чувств и эмоций. «Иисус прослезился»: чувства и эмоции в Библии и в жизни человека.
Эти уроки помогут нам познать себя. В других уроках часто приходится исследовать текст Библии, жизнь персонажей Писания, но в этом квартале нам придется исследовать самих себя. Лущить скорлупу своего естества, чтобы докопаться до глубин своей сущности. Правильный диагноз самому себе определяет и правильный курс лечения. Исследование чувств и эмоций позволит в верном ключе понимать процессы, происходящие в душе. А соответственно и верно реагировать на реакции чувств и эмоций.
Зачем нам изучать чувства и эмоции в жизни человека? В связи с тем, что человек сотворен по образу и подобию Божьему, можно с уверенностью сказать, что чувства и эмоции человека – подобны чувствам и эмоциям Бога. Поэтому, исследуя человеческие чувства и эмоции мы можем приходить к некоторым выводам и представлению о естестве Божьем, ибо мы созданы по Его подобию.
Чувства человека – это барабанная перепонка человеческой души. Чувства – это та мембрана внутри нас, которая реагирует на внешние и внутренние процессы восприятия человеческой жизнедеятельности. И в соответствии с этим у каждого из нас и своя степень чувствительности чувств. Кто-то чувствует малейшее шевеление «ветра» и очень чувствителен даже к еле слышному голосу, звучащему в окружающем мире. А кто-то еле слышит и громовые раскаты рядом идущих событий. Как у каждого микрофона внутри находится своя чувствительная мембрана, определяющая диапазон чувствительности микрофона, так и внутри человека, Богом заложена чувствительная мембрана - чувства, позволяющие иметь общение с Богом и людьми на более высоком уровне чуткости, чем если бы в человеке находился только беспристрастный разум. Именно наличие чувств является тем, что причисляет нас к вышедшим из Его творческих рук.
Эмоции человека – реакция на ощущаемые чувства.
* * *
Теперь попробуем приступить к обзору урока и разберем памятный текст. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7)
Страх и беспокойство со времени первого греха, стали постоянными спутниками человека. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим.5:12). С позиции нашей темы можно сказать, опираясь на приведенный текст, следующее: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом страх, так и страх перешел во всех человеков». «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Диавола» (1Иоан.3:8). Одна из составляющих миссии Христа – разрушить страх внутри человека, удалить это чувство из человеческой души, а на его место водрузить Свой, Божественный мир.
О чем урок этой недели? Урок о праведности или ее отсутствии. Потеря праведности приносит страх, обретение праведности удаляет страх и приносит мир. Вот собственно и вся тема урока. В вопросе страха, беспокойства, неуверенности все вертится вокруг идеи праведности(по вере).
Разбирая памятный текст можно задать следующие вопросы и получить на них ответы: - Кто печется о нас? (ответ в тексте – «Он печется») - На кого возложить заботы? (ответ в тексте – «на Него») - Сколько из всех забот возложить на Иисуса? (ответ в тексте – «Все заботы»)
Текст начинается со слова «Все». Бывает, что человек только часть своих забот возлагает на Иисуса Христа, а другую часть предпочитает решать самостоятельно, под личным контролем. Но текст нас побуждает у себя не оставлять ни единой заботы, но ВСЕ отдать Ему. Именно полная и абсолютная отдача всех забот Иисусу решает проблему наших страхов и беспокойств. Хоть одна проблема и забота из тысячи, но оставленная у себя, будет тяготить как те тысяча. Даже одна забота оставленная «для себя» может испортить весь мир жизни с Богом.
Бывает, что люди пробуют возложить свои заботы на кого угодно и на что угодно, только не на Иисуса. А руки, готовые принять все заботы человека находятся весьма рядом и ждут.
Бывает мы печальны оттого, что никто, как нам кажется, не печется о нас. И бывает, что это действительно так и есть. И мы ищем для себя заботы человеческой. Но текст говорит нам, что есть только одна личность, которая всегда и по- настоящему печется о нас – Иисус, «Он печется о вас».
Еще в тексте стоит обратить внимание на слово «возложите». Это слово напоминает о сущности Христа Иисуса и о характере наших с Ним взаимоотношений, и того, благодаря чему эти отношения вообще возможны.
Слово «возложил» впервые упоминается в синодальном переводе, в той истории, где Авраам возлагает на Исаака дрова для всесожжения, чтобы он нес их на гору. Возможно, Авраам не мог уже носить сам много дров, поэтому ношу дров несет уже более мощный Исаак. Далее это слово уже встречается в описании различных процессов происходящих в святилище. Очевидно, что самое важное из «возложений» относится к принесению жертвы. «И возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколет ее в жертву за грех» (Лев.4:33)
Избавиться от греха, получить прощение и спасение возможно только через возложение ВСЕХ своих грехов на жертву за грех (Иисуса Христа).
Поэтому идея возложения, как в памятном тексте урока, так и в текстах книги Левит, тесно связаны и являются единым целым.
Для того, чтобы спастись нужно возложить на голову жертвы руки, исповедать все грехи. Так и заботы наши Библия призывает также возложить на Христа, и причем ВСЕ заботы.
Если не возложить хоть один грех, то это равноценно погибели, так и не возложение на Христа хоть одной заботы равноценно потере мира и покоя.
Тот, кто не может ВОЗЛОЖИТЬ ВСЕ заботы на Христа, скорее всего не смог на Христа возложить и всех своих грехов. А это шанс не спастись. И в свою очередь справедливо следующее – те, кто возлагают на Христа свои грехи, тем не составит труда возложить на Него и все свои повседневные заботы.
Еще в этом тексте мне понравилось слово «печется». Это слово указывает на степень заботы Христа о нас с вами. Бывает люди думают, что забота Христа о нас, носит чисто механическое действие: услышал нашу просьбу, принял решение помочь/не помочь, точка. Однако это слово «печется» показывает градус волнения Иисуса о нас с вами. Его наши заботы пекут, обжигают, жгут всю Его душу. Как булочка или хлеб печется в духовке и хозяйка не отходит от нее и все смотрит через окошко, чтобы не пригорело, так и Христос Иисус. Он как бы печет нас, выпекает нас как хлебобулочные изделия, чтобы все было вовремя, в свое время, и в свой час.
Первый страх
Первое, что почувствовал Адам после согрешения – страх. Когда Бог проговаривает вслух случившееся, то самая первая надежда, данная человечеству, звучала в форме обетования. Обетование о семени. Когда человек потерял образ Божий, то он получил страх сатанинский. Когда уходит праведность – приходит страх. И по мере обретения праведности, страх оставляет христианина до полного исчезновения. Замысел Христа, чтобы верующий уже здесь на земле жил без страха. Страх возникает от маловерия.
Обетование приходит тогда, когда рушится вера. Когда человек теряет духовную бдительность, проявляет беспечность - тогда ослабевает вера. Именно тогда на помощь треснувшей человеческой вере приходит рука помощи обетования, способного вытащить человека на прежние духовные позиции.
Важен следующий текст урока: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Иоан.4:15-18)
Обратите внимание, что в тексте основным мотивом звучит идея ПРЕБЫВАНИЯ (в Боге). Т.е. где, в чем, в ком, пребывает человек – то в нем самом и находится. Тот кто пребывает В Боге – не имеет страха. Боящийся – несовершенно пребывает в Боге. Пребыть В Боге, равнозначно пребыванию В любви. Господь хочет, чтобы мы В Нем пребывали в совершенной мере.
Страхом можно тестировать самих себя на предмет наличия праведности и пребывания в Боге. Если есть страх, страхи, беспокойства, то нужно обратить внимание на свою праведность – где она ослабла? что случилось с верой?
Не бойтесь
Около ста раз в Библии Господь призывает человека не бояться. Фраза «не бойся», «не бойтесь», десятки раз произносится Богом в адрес колеблющейся человеческой души.
Урочник хорошо разбирает категорию больших страхов – страх не иметь наследника, страх умереть и др. И мы часто воюем именно с большими страхами и беспокойствами. Но есть еще одна категория страхов – микрострахи. И именно эта категория страхов обычно вообще не замечается и довольно часто омрачает человеческое бытие.
Вы возможно не раз заходили в помещение, где есть очередь куда-то, и слегка боялись решиться спросить «кто последний?», ведь в этом случае все посмотрят на вас. Вы возможно приходили в какое-либо учреждение и боялись постучать в дверь какого-то кабинета и что-то спросить. Может быть вы не сразу брали трубку телефона, чтобы куда-то позвонить, ибо боялись неведения того, что вам ответят и кто поднимет трубку? Возможно вам страшно с кем-то поздороваться или задать интересующий вас вопрос?
В жизни много, подобных этим, микростахов. И именно они порою держат вас своими микрокрючечками и не дают насладиться свободой человеческого общения.
Пребывание в Боге и пребывание Бога в вас избавляет и от этого бесчисленного числа микрострахов.
Доверие против беспокойства
Я бы эту тему озаглавил «Вера против беспокойства». Объем пребывания в вас Слова Божьего определяет и объем вашей веры, которая в свою очередь вытеснит из вас всякое беспокойство. Вера – это ключ к избавлению от страха и беспокойства.
Устраняет ли вера беспокойные мысли вообще как явление? Возможно что нет. Важно следующее: Не во власти человека, чтобы к нему не приходили плохие мысли – но во власти человека продолжать или не продолжать их думать. Вера, праведность от веры, дает силу и возможность контролировать мысли различного порядка, так и мысли страха и беспокойства.
Птицы и лилии
Пример растительного мира, животных, показывает нам, что без страха и беспокойства оказывается можно жить и не умереть. Ласточки не вылетают в панике из гнезда с мыслью, что вдруг не будет мошек для птенцов. Бог посылает ей. То, что весь мир природы за тысячи лет не погиб и не вымер – показывает наглядным образом, что Бог в состоянии поддерживать его существование, даже без страха и беспокойства самого животного мира по поводу своего самосохранения. Не больше ли человек малых птиц?!
Только один день
Жить сегодняшним днем, с точки зрения мира – утопия. Но именно это и советует делать Бог. В этом спасение для человеческой души.
Что такое жизнь? Жизнь это вчера? завтра? то, что будет через неделю или год? Что есть жизнь? Жизнь, она когда?
Жизнь это то, что только СЕЙЧАС. И жить можно только СЕЙЧАС. Завтра еще не пришло. Вчера уже навеки ушло. Жизнь – СЕЙЧАС. Бывает так, что люди живут мыслями только о будущем – что будет вечером или через час, что будет через месяц или через десять лет, что будет в старости. Другие живут прошлым, заново переживают все события, вспоминают вчерашний день, студенчество, армию, школьные годы, прошлую работу. И этим всем только и живут. И я думаю, что люди живут будущим или прошлым только потому, что боятся жить СЕЙЧАС, в нынешний, реальный миг бытия.
В уроке перечислен ряд вопросов, начинающихся на «А вдруг?». В определенных случаях это «А вдруг» является лозунгом неверия. У Бога «а вдруг?» не существует.
Бывает так, что люди «на всякий случай» пробуют решать смоделированные в разуме проблемы, которые еще не наступили. Ведь «А вдруг то-то и то-то случится?»
Есть фраза, которая мне хорошо запомнилась: - «Решайте проблемы по мере их поступления». Т.е. не пробуйте решить те проблемы, которые еще не случились, ведь они могут и не произойти.
Нужно не быть уверенным в завтрашнем дне, а быть уверенным в Боге, который заботится о завтрашнем дне.
Живите в СЕЙЧАС. Сейчас любите, сейчас расскажите о Христе, сейчас поиграйте с детьми, сейчас проявите заботу, сейчас служите Иисусу, пребывайте в Боге сейчас. «Мир Мой» - альтернатива страху и беспокойству.
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.12:32)