|
«Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе» (Прит.14:33)
Возможно, урок этой недели, один из самых трудных в этом квартале. И разбираемая тема может оказаться не такой однозначной, как это выглядит на первый взгляд. Рассмотрев историю Давида, Навала и Авигеи, я менее всего хотел бы обсуждать ее публично. Это повествование скорее подходит для личного, тихого размышления и осмысления. В этой истории нет героев, есть побежденные. Каждый персонаж этой главы предстает не в самом лучшем свете.
Эту историю можно рассматривать с нескольких точек зрения. Давид рассказал бы нам одну версию, Авигея другую. На события можно посмотреть и глазами Навала. У каждого из нас есть свой взгляд на эту историю. И есть еще одна точка зрения – Божья, совершенная и единственно верная.
Изучая эту тему, постараемся сохранить взаимный мир, терпение и уважение к другому мнению, даже если оно не совпадет с нашим. Тем более, что одна из тем урока называется «Уметь выслушать».
Два взгляда Тексты для изучения – 1Царств, 25 глава.
Разбирая этот урок, мы будем рассматривать два взгляда на представленные события.
Первый. Давид просит продовольствие у Навала, тот ему отказывает. Давид решает убить Навала. Мудрая Авигея, услышав о случившемся, идет навстречу Давиду и дает ему обилие продуктов питания, извиняется за мужа и просит не проливать кровь. Давид благодарит Авигею, что она остановила его от кровопролития. Авигея возвращается. На следующий день она рассказывает Навалу, что сделала. Навала схватывает паралич. Через десять дней Господь поражает Навала. Давид славит Бога за отмщение Навалу и берет Авигею в жены.
Второй. Давид просит продовольствие у Навала. Тот ему отказывает, считая его беглым рабом законно действующего царя. Давид решает убить Навала и весь его дом, за то, что он не дал ему поесть. Вероломная Авигея, услышав о случившемся, не спрашивая мужа, нарушает его решение, тайком берет провиант, идет навстречу Давиду, кланяется ему, дает ему обилие продуктов питания, льстит ему, хулит мужа перед чужими мужчинами, и просит никого не убивать. Давид ответно хвалит и благодарит Авигею, что она остановила его от кровопролития. Авигея возвращается. На следующий день она рассказывает Навалу, что сделала. Навал, услышав о том, что жена его предала и дерзко нарушила его решение, от услышанных слов впадает в паралич, не вынеся удара жены в спину. Через десять дней Господь поражает Навала, прекращая его мучения. Давид славит Бога за то, что все-таки Навал умер и берет Авигею в жены.
Вот такие два мнения. Для обогащения нашего Библейского вИдения, стоит рассмотреть и другой взгляд на эту историю. Через толщу тысячелетий трудно изучать чью-то семейную жизнь и судить о том, кто был прав, а кто виноват. Только в вечности, на великом суде, мы увидим своими глазами и услышим из уст Божиих единственно верное понимание этих давно ушедших событий.
* * *
В самом начале изучаемой главы есть три слова, которые могут являться прологом к пониманию причин и следствий случившихся в этой главе.
«И умер Самуил…» (1Цар.25:1) Есть люди, которые являются душою, совестью всего народа. Неким сдерживающим фактором, останавливающим зло и незримо упреждающие возникновение беззакония. Есть люди, в присутствии которых даже думать плохо, кажется недопустимым, не то, что поступать. Таким человеком был Самуил. Последний судья Израиля, голос Божий среди народа. После смерти Самуила кажется, что зло сидящее внутри людей радуется, что наконец можно делать то, о чем раньше нельзя было и подумать. Время, когда никто не рассудит, не упредит, не научит. Судья умер.
* * * Итак, приступим к разбору двадцать пятой главы. Стоит отметить, что время, о котором идет речь в этой главе, является очень трудным, как для Давида, так и для Саула, равно как и для остального народа. В это время Давид является гонимым Саулом и скрывается от его вооруженных отрядов. Давид уже помазан на царство, но Саул еще продолжает быть действующим царем всего народа. Мнения в народе разделились – одни за Давида, другие за Саула.
Гонимого всегда жалко, гонимый нуждается в поддержке и помощи. Но иногда гонимый может оказаться хуже своего гонителя.
Жизнь невероятно удивительная и в тоже время страшная вещь. Поступки или их отсутствие в жизни одних людей, могут стать причиной жизни или смерти людей, о существовании которых ты даже можешь и не знать. Люди взаимосвязаны друг с другом. Мы, каждый в отдельности, частично определяем судьбу и будущее друг друга. И глядя на истории Библии, будем осторожны в своей жизни.
Если бы Саул ушел с престола, услышав слова Самуила, что царством будет править другой, и отдал его Давиду, то Давиду не пришлось бы скитаться и просить пищи у Навала. Навалу не пришлось бы иметь дела с Давидом и Авигея так и жила бы со своим мужем.
Но, Давид гоним, нуждается в провианте и посылает десять человек просить Навала дать ему, что найдет рука его. Навал, возможно, был сторонником действующего царя Саула, и отказывает посланным в материальной поддержке Давида. Отметим тот факт, что Навал был трудолюбивым человеком, имел тысячи овец и коз, на него трудились работники, и он знал цену тяжелому труду. Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения Навала. В царстве происходит противостояние Саула и Давида, народ разделен в симпатиях. Часть людей пошла за Давидом, оставив свои дома. И когда Навал видит пришедших к нему, он видит людей, которые не трудятся, бегают по горам, машут мечами, ничего не производят, и питаются тем, что дадут им те, к кому они придут.
Работающий человек обычно плохо относится к тем, кто тунеядствует. Возможно и Навал соответственно отнесся к пришедшим просить у него еду. И возможно, что он действительно не хотел помогать беглому работнику своего царя. Помогающий врагу царя – враг царю. Навал не хотел неприятностей.
Навал отказывает Давиду в резкой форме, без страха и лукавства.
Слыша слова - «Дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду» и отвечая им – «Кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих», Навал тем самым говорит, что Давид не сын ему «кто такой сын Иессеев?» и пришедшие не рабы ему, а беглые рабы царя. (1Цар.25:8-10)
Давид воспринимает отказ и такие слова, достойными смерти и собирается истребить весь дом Навала.
Здесь мы видим невероятную метаморфозу, происшедшую в Давиде. Еще миг назад он говорит Навалу – «Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему, …да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду» (1Цар.25:6-8)
«Мир тебе, добрый день, рабы твои, сын твой…» - такие слова Давида. Но получив отказ Давид преображается, и речь его уже совсем иная – «Тогда Давид сказал людям своим: опояшьтесь каждый мечом своим», «Пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и еще больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене». (1Цар.25:13,22)
История предшествующая встрече Давида и Навала, повествует о том, как Давид в пещере отрезал кусочек от одежд Саула и сказал: «Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее» (1Цар.24:12)
Саул отвечает: «И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня». (1Цар.24:17-20)
Итак, мы видим, как Давида хотят убить. Вдруг у Давида появляется возможность убить преследующего его, но он не делает сего и предает все в руки Господа. Это производит огромное впечатление на Саула, так что Саул плакал и кричал.
Но что происходит в следующей главе?! Давид, не отмстивший Саулу, готов мстить мечем Навалу, который и не искал смерти Давиду и не был с ним во вражде ни вчера ни третьего дня. Ищет убить только за то, что ему не дали покушать. Убить того, у кого и сил нет военных дать отпор. Убить того, кто просто живет и трудится и не хочет иметь отношений с врагами царя.
Почему бы ему не простить Навала, как он только что простил Саула? Если милость произвела на Саула такое огромное впечатление, то милость и к Навалу, не изменила бы его мышление по отношению к Давиду?
Но из рабов и сынов они превращаются в убийц.
Однажды сказал «народ Самуилу: кто говорил: "Саулу ли царствовать над нами"? дайте этих людей, и мы умертвим их. Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять…» (1Цар.11:12,13) Саул пощадил своих противников, но Давид, еще не став царем готов убивать тех, кто против него.
Однажды, в жизни Иисуса Христа произошло следующее событие: «И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его… Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лук.9:52-55)
Давид борется, и борется не только с Саулом, но и с самим сабой. И иногда борьба достигает такой силы, что он из одного Давида преображается в другого Давида. Непрощение, желание отомстить, запускают цепь дальнейших событий, которых, уйди Давид от Навала, могло бы и не быть.
И здесь на сцену повествования выходит Авигея.
* * * Авигея
«Имя человека того - Навал, а имя жены его - Авигея; эта женщина весьма умная и красивая лицем, а он - человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева» (1Цар.25:3) Слово «жестокий» в данном отрывке, еще имеет следующее значение – «трудный». Навал трудный человек. Соответственно и жизнь Авигеи с Навалом трудная. Однако они живут и ведут свое хозяйство.
Стоит сказать, что «умный человек», еще не означает «мудрый человек». На земле очень много умных, но не обладающих мудростью Господней и верой. И то, что с человеческой точки зрения выглядит умно, с Божественной может смотреться непристойно.
Не стоит сбрасывать со счетов и того слугу, который доложил информацию жене Навала. Косвенно он запустил механизм развития событий, которые мы все уже знаем.
«Авигею же, жену Навала, известил один из слуг, сказав: вот, Давид присылал из пустыни послов приветствовать нашего господина, но он обошелся с ними грубо… Итак подумай и посмотри, что делать; ибо неминуемо угрожает беда господину нашему и всему дому его, а он - человек злой, нельзя говорить с ним». (1Цар.25:14-17) «Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином, и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов, и сказала слугам своим: ступайте впереди меня, вот, я пойду за вами. А мужу своему Навалу ничего не сказала» (1Цар.25:18,19)
Между словами того слуги и началом действий Авигеи, нет промежутка времени, в который бы она вопросила Господа о том, что им делать в сложившийся ситуации. О том, что нужно предпринять она решает сама, не спросив совета ни у Бога, ни у мужа. «Тогда Авигея поспешно взяла…» - Авигея спешит и не оставляет места для веры в спасительное вмешательство Господа.
Долг Авигеи был следующий – пресечь слова слуги, обсуждающего характер ее мужа, пойти к главе семьи, пасть ему в ноги и умолять передумать свое решение. Вдруг бы ей удалось склонить его сердце к другому решению, как она склонила к тому Давида. Но одному она падает в ноги, а мужу нет. И даже если бы она получила от Навала отрицательный ответ, то и тогда она должна была бы оставаться с мужем и ожидать своей участи.
Ионафан готов умереть со своим отцом, когда Саул и не прав. Авигея не готова умереть со своим мужем, когда Навал и не прав.
Ни одна жена не имеет права отменять решение своего мужа и делать вопреки определенному главой семьи. Усугубляет ситуацию то, что Авигея все сделала за спиной мужа, ни сказав ему ни слова. Этим она показала, что глава семьи – она, женщина. Навал не вынес этот нож в спину и его схватил удар.
Авигея не верит, что Бог может самостоятельно, без ее человеческих усилий, помешать Давиду, совершить тяжкое преступление. Она сомневается, что Бог может вступиться и решает все сделать своими руками. Она помнит, как Бог столпом огненным защитил народ от египтян, она знает, как Бог чудесным образом избавлял невинных от неприятелей, она помнит об избавляющих Ангелах и внезапно приходящих прозорливцах. Но она не верит, что Бог может все это сделать в ее жизни, времени мало, поэтому нужно побыстрей, по-человечьи.
Опасность идеи, что Авигея поступила хорошо, в том, что дает повод женам за спиной мужа делать то, что им кажется правильным, если решение мужа не совпадает с их собственным мнением.
Итак, Авигея приходит к Давиду.
«Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли; и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал. И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего. Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему. Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою. Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою» (1Цар.25:23-31)
Предположу, что все то, что Авигея говорит Давиду – лесть. Перед страхом смерти она готова сказать в уши гонимому престолонаследнику все то, что умастит его, ущемленное Навалом, чувство собственной значимости и величия. Женщина знает, что именно хочет слышать такой мужчина как Давид. И она не скупится на комплименты, доброю мерою отмеряя словесные сладости.
Еще недавно рабом и сыном называл себя Давид, теперь в образ рабыни обратилась Авигея. Давиду это нравится и производит на него огромное впечатление.
Может создаться впечатление, что Авигея говорит под водительством Духа Святого лишь потому, что она употребляет имя Господа. Однако, когда человек говорит о Боге это не значит еще, что Бог доволен в его устах слышать Свое Имя. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». (Исх.20:7)
Авигея говорит другому мужчине то, что возможно никогда не говорила своему собственному мужу. Слова «раба твоя» он произносит 6 раз, «господин мой» 13 раз. Возможно, если бы она такое говорил «трудному» Навалу, кланялась бы ему до земли, падала пред ним на лице свое, называла бы его «господин мой», а себя «раба твоя», то не изменился ли бы и Навал?! Не перестал ли бы он соответствовать своему имени?! Но для другого Авигея старается больше, чем для мужа, своей главы.
Если за годы жизни с женщиной трудный мужчина не облагораживается и не приобретает более ровных черт характера, то некоторая вина за это лежит и на его жене. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». (1Пет.3:1,2)
Что меня расстраивает в истории встречи Давида и Авигеи, так это то, что она дурно отзывается о своем муже в присутствии чужих мужчин. Это недостойное поведение женщины. За спиной мужа никогда нельзя говорить о нем худо. Ни с мамой, ни с папой, а тем более в уши посторонним. Даже если в глаза смотрит смерть.
Авигея говорит: - «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал - имя его, и безумие его с ним…» - «Да будут, как Навал, враги твои…»
«Не обращай на него внимания», «злой человек», «безумный» - говорить так о своем муже недопустимо. «А кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Матф.5:22)
Бывает так, что когда один человек говоря с другим о третьем человеке, и говорит о нем худо. Но потом встречаясь с третьим человеком, говорит ему хорошо, а с кем беседовал до этого, о нем говорит худо.
Ионафан уникальный человек. Когда Ионафан говорит с Саулом, он не говорит плохого о Давиде. Когда Ионафан говорит с Давидом, он не говорит плохо о Сауле. Авигея, говоря с Давидом, говорит о Навале плохо.
Так же и Халев не произносит и слова плохого в адрес своих оппонентов.
* * * Наступил следующий день. Авигея рассказала мужу все, что она сделала. Навала от ее слов парализовало. Это был удар ножом в самое сердце. Тыл мужа, его опора и защита нанесла ему унижение и оголила его естество перед другими мужчинами. Авигея спасает Навала от смерти своим поступком, но именно им вгоняет его в могилу. Сначала Навала поражает Авигея и только через десять дней Господь. В итоге она всеравно убила Навала. Не мечем Давида, но своим поступком и словами языка. Бог лишь завершил начатое Авигеей, окончив мучения парализованного Навала.
«И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову» (1Цар.25:39)
Не стоит мерять Господа меркой своей личности. Давид как-бы говорит – «Я хотел убить Навала, как хорошо, что Бог это сделал вместо меня и Сам отомстил за меня. - Но не думал ли Давид, что если бы не Авигея, то именно его, Давида, идущего убивать, Бог мог бы остановить и поразить, как сделал с Навалом?!
Иногда свои злые склонности характера люди приписывают Господу и вкладывают в Его руки поступки, которые хотели бы сделать сами. Но, человек ли Бог?!
В конце истории есть важная фраза – «поразил Господь…». (1Цар.25:38). Эти слова говорят, что Бог живой, Он среди Израиля и может действовать среди людей. Но люди торопятся делать свои дела и не ждут, когда вступится Господь. Отсюда столько ужасных последствий и исковерканных судеб.
Еще, что интересно, а это что-то значит, когда бы после этого не упоминалась Авигея, почти всегда ее имя упоминается с короткой приставкой «жена Навала».
- «И жил Давид у Анхуса в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его - Ахиноама Изреелитянка и Авигея, жена Навала, Кармилитянка» (1Цар.27:3) - «Взяты были в плен и обе жены Давида: Ахиноама Изреелитянка и Авигея, жена Навала, Кармилитянка» (1Цар.30:5) - «И пошел туда Давид и обе жены его, Ахиноама Изреелитянка и Авигея, жена Навала, Кармилитянка». (2Цар.2:2)
* * * Сегодня общество невероятно феминизировано, и мы живем в среде с испорченным представлением о модели семейного устройства. Извращено понятие о роли мужа и жены, о статусе главы и подчиненного. Сегодня время, когда главенствовать хотят все. Для женщины сегодня невероятно, что в семье она должна подчиняться мужу.
Поэтому у сегодняшнего поколения христиан есть склонность смотреть на историю Авигеи, и поддерживать ее, сквозь призму сегодняшних представлений о роли жены в семье. И благодаря этому мы можем неверно трактовать эту мрачную историю отдельно взятой семьи жившей тысячи лет до нас.
Рассматривая этот урок, я не защищаю ни одного человека в этой истории.
Изучая прошлые уроки, хочется быть похожим на Халева, Анну, Ионафана.
Но в этой главе наших размышлений, я не хочу быть похожим на Давида, который за непочтение и не данный ему кусок хлеба хочет убивать, не хочу быть похожим на Навала, не давшего еды просящим у него, и не хочу быть похожим на Авигею.
Единственная личность, на которую можно смотреть и не жалеть о подражании ей, единственный человек, авторитет которого никогда не унизится, и на которого хочется быть похожим всегда, это Иисус Христос, наш Спаситель и Господь Бог.
Антон Заруба. 28.10.2010г. |