«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6:14)
Очень рад, что мы изучаем тему с таким важным названием – «Победа над грехом». Слава Богу за существование послания к Римлянам и Павла, который это написал под могущественным действием Святого Духа. Посему этот же Дух необходим и нам, что бы читая понять эти вдохновенные слова, не ожесточиться сердцем, поверить в правоту написанного и уверовать, что есть Могущий претворить написанное в жизнь. Ибо написанное и есть Дух и Жизнь.
Верю, что Павел в шестой главе описывает не теорию христианской жизни, но практику, через которую прошел сам. Шестая глава это практика жизни Апостола Павла. Слова этой главы должны стать реальным переживанием каждого христианина, который решил не поиграть в христианство, а спастись.
К великому удивлению, сама идея победы над грехом, многих христиан невероятно раздражает. Такие словосочетания, как «святость», «святая жизнь, «безгрешность», «не грешить», производят в их разуме возмущение и сопротивление. Они так борются с идеей святой жизни, как будто им предлагают грех. О, если бы они с грехом так боролись, как борются со святостью.
Создается впечатление, что они даже как бы берегут свою греховность от полного уничтожения. Они старательно оберегают зоопарк своих грехов и ни в коем случае не позволят, чтобы кто-то из их внутренних зверей умер с голоду. Они защищают свои права на грех, и даже пробуют найти в Библии этому подтверждение. И выходит, что Христос пришел не спасти их от грехов, но оправдать их в их греховности.
И такое мышление будет вплоть до Второго Пришествия, вернее до начала семи язв. Но есть и другое мышление, других людей. Людей, которые по достоинству оценили могущество служения Иисуса Христа и величие Его жертвы. Которые осознали себя грешниками достойными смерти. Которые не нашли себе никакого оправдания, признали себя не имеющими ничего достойного жизни и прощения. Но которые увидели в Иисусе Христе свое спасение и избавление от греха и смерти. Которые в Иисусе увидели свое единственное оправдание. Для которых только Иисус стал жизнью и ради жизни в Нем они умерли для себя, мира и греха.
И я надеюсь, что многие, кто сегодня еще защищают свое право на греховную жизнь, изменят свое мнение, возненавидят свою греховность, разорвут узы рабства греха и станут рабами праведности во Христе Иисусе.
Перед разбором шестой главы хочу кратко представить понимание пути спасения от греха и греховной жизни.
- Если вы думаете и делаете грехи, но поняв ужас своего положения, начнете стараться больше не делать ничего греховного, то знайте - у вас ничего не получится. Ничего и никогда.
Путь победы над грехом и вхождение в святую жизнь необходимо начинать совершенно с иного.
Победа над грехом это не то, что ты делаешь или не делаешь. А то, ГДЕ ты находишься!
Именно нахождение человека в чем-либо определяет то, что он будет делать и думать. Среда пребывания определяет сознание.
Первый вопрос, о котором нам следует задуматься, если вы решили победить грех, это - «ГДЕ Я?!»
Удивительная сторона шестой главы послания к Римлянам заключается в том, что Павел в начале и в конце дает ответы на наиважнейшие вопросы жизни.
- Если ты ВО ГРЕХЕ – ты будешь греховно думать и греховно поступать. - Если ты ВО ХРИСТЕ – ты будешь праведно думать и свято поступать.
Запомните, это закон.
Поэтому, если вы решили порвать с греховной жизнью и решили победить грех, та начните не с того, чтобы стараться не делать греховных дел, а начните с того, чтобы вам оказаться ВО ХРИСТЕ. Именно оказавшись во Христе и пребывая в Нем, вы только этим обеспечите себе святую жизнь, образ мыслей праведников и дела праведности.
Всякий иной путь победы над грехом окончится провалом и разочарованием.
Пребывайте ВО ХРИСТЕ и вы будете абсолютно святыми, вы перестанете думать и делать греховные дела. Ибо невозможно пребывать во Христе и делать греховные дела.
Теперь попробуем в общих чертах разобрать шестую главу.
Преизобилующая благодать
«1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. 2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? 3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха. 8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. 11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:1-11)
Рассмотрение текстов по отдельности.
* * *
«1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. 2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»
Это именно те слова, в которых Павел определяет причину греховных дел в нашей жизни. Принцип «нахождение в…» определяет направление мыслей и дел. Понятие «в грехе» объясняет человеку глубинную суть, причину его развращенного естества. Люди могут задаваться вопросами – «почему я делаю грехи?», «почему злюсь?», «почему не могу делать добро?». И именно первые стихи дают ответ на эти вопросы – потому что ты «в грехе». Человек как бы одет во вторую кожу – в грех. И эта одежда так въелась в наше естество, что стала с нами одним целым.
Поэтому в этой главе Павел объясняет единственный способ избавления от этого обволакивающего нас греха – смерть. Реформировать или исправить греховного человека невозможно, можно только умертвить старого и воскресить нового. От старого не должно остаться ничего.
Иисус Христос явился не для того, чтобы подштукатурить в нас некоторые изъяны, подкрасить потертости и результат выдать за новое. Господь Иисус явился для того, чтобы Своей смертью, воскресением и служением во Святилище родить нового человека по образу Божию устроенного. «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мар.2:22)
* * *
«3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»
В этой главе слово «крещение» можно понимать не только как крещение водное, которым крестили Апостолы. Но также можно понимать и как крещение в смысле акт перехода из прежней жизни в новую. Процесс перемены мышления в новый образ. Слово «крещение» (баптизед), означает – погружение. Поэтому читая эти стихи, но подставляя вместо «крестившиеся» - погрузившиеся, а вместо «крестились» - погрузились, мы начинаем видеть глубочайший смысл служения Христа по избавлению нас от греха. «3 Неужели не знаете, что все мы, погрузившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его погрузились? 4 Итак мы погреблись с Ним погружением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»
Итак, мы побеждаем грех, только погрузившись во Христа. И глубина нашего отдаления от греха, равна глубине погружения Христа в смерть, вторую смерть. Мы как бы умерли в Нем, вместе с Ним, второй смертью. И мы настолько далеко отдалились от греха, как вторая смерть далека от вечной жизни. И погрузившись в Нем во вторую смерть и воскреснув в Нем, мы оказываемся по ту сторону бытия, куда грех никогда достать уже не может.
Вы умерли уже для греха такой смертью?
* * *
«5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха»
Продолжение той же мысли о смерти для греха и воскресении для праведной жизни. Иногда христиане говорят – «мы грешим, потому, что у нас греховная природа…». Это звучит как неизбежность, как неизменный приговор. Как будто грешить – это судьба.
Но эти тексты шестой главы, на подобной идее, которая извиняет греховную жизнь, не оставляют и камня на камне. Написано предельно ясно – «ветхий наш человек распят с Ним», «упразднено было тело греховное», «не быть уже рабами греху».
Идея о том, что у христианина после погружения во Христа остается греховная природа и что он даже после этого остается грешащим - обессиливает Голгофу и уничижает жертву и смерть Иисуса Христа. Это насмешка над Голгофой. Это идеология абсурда, которую дьявол пытается навязать христианам.
Он, сатана, как бы говорит – «Ты во Христе, но ты будешь грешить, не переживай, это нормально, Второе Пришествие все исправит». За ширмой своего обмана он скрывает одну деталь – ты грешишь тогда, когда хоть на секунду, хоть на миллиметр оказался НЕ во Христе. Непонимание этого вопроса будет стоить многим христианам вечной жизни. Но это самое, хоть чуть-чуть, НЕ во Христе сатана хочет выдать за ВО Христе. Что это твое НЕ во Христе и есть ВО Христе. Мол, это и есть вот такая христианская жизнь, не переживай, у всех так.
Запомните – «умерший освободился от греха». Если не освободились от греха, то может быть еще не умерли?!
Далее идет следующая идея. Идея подчиненности - рабства. Она еще будет повторяться в шестой главе, но в других вариациях – «царствовать», «господствовать».
Что такое быть рабом? Раб делает то, что ему приказывает его господин. Не подчинятся рабовладельцу, раб не может, ибо раб. Что говорят, то и делает. Так и с рабством греху. Если человек ВО грехе, то он раб греху и будет исполнять его приказания, даже тогда, когда не хочется. Грех приказывает – «разозлись на того-то!» - раб злится, «а ну скажи ему так-то» – раб говорит, и плачет, «сделай это» - раб делает. Это и есть то состояние о котором Павел пишет в следующей главе – делать не то, что хочешь, а то, что указывает тебе твой рабовладелец – грех. Седьмую главу многие ошибочно толкуют, говоря, что она описывает жизнь христианина во Христе – делать не то, что хочешь, а что хочешь не делать. Но если седьмую главу читать вместе с шестой, то все становится на свои места и становится понятно, что Павел в седьмой главе описывает как раз подобного раба, который делает не то, что хочет. (Но об этом подробней в следующем уроке)
* * *
«8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.»
Здесь Павел сравнивает опыт Иисуса Христа в смерти и воскресении с тем, что должен пережить и испытать в своей жизни христианин. В тексте есть довольно страшные слова, которые сотрясают все естество человека, греховная суть противится этим словам, и будет воевать с ними, спорить и доказывать свое. Вот эти слова – «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти». Переводя эти слова на христианина можно сказать так – «христианин, воскреснув из мертвых(из духовной смерти), уже не грешит: грех уже не имеет над ним власти».
Если человек грешит, то это значит, что он умирает для Христа и воскресает для греха. Есть один путь не пойти по этому пути – пребывайте ВО Христе; в жизни, смерти, воскресении.
«10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.» Как Иисус многократно не умирает и воскресает, так и мы должны ОДНАЖДЫ умереть ВО Христе для греха и уже ВСЕГДА ходить в обновленной жизни.
«11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» Мертвый для греха не может быть под его властью и выполнять его приказания. Помните, живыми духовно мы можем быть, только находясь ВО Христе Иисусе. Достаточно хоть на чуть-чуть выйти вне Христа и сети греха обеспечены. Только пребывать ВО Христе.
Персонифицированный грех
«12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:12,13)
Здесь вновь Павел повторяет идею о подчиненности чему-либо. Грех – царь этого мира. Но он не царь для тех, кто ВО Христе. Можно ли отказать царю? нет. Все ли похоти царя исполняются? все. Шут или знатный, все кто под господством царя будут выполнять его повеления, хочется этого или нет. Грех это тот царь, которому во Христе можно не повиноваться, и за это неповиновение вам ничего не будет. (Здесь мы не рассматриваем ситуации, когда за отказ согрешить дьявол воздвигает на людей гонения от лица других людей).
Еще что очень важно, Павел использует здесь идею воскресения. Как по воскресении, при Втором Пришествии, христианин уже не может умереть или согрешить, та и при воскресении из духовной смерти, уже здесь на Земле христианин может жить не под власть греха и его похотей. В этом сила Голгофы.
Под законом
«14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6:14)
И вновь идея господства и подчиненности. Но на этот раз мы обратим внимание на вторую часть текста, которая говорит о нахождении под законом и благодатью.
Что такое «не под законом»? Чтобы это понять, нужно ответить на этот вопрос, но наоборот – что такое «под законом?». Вспомните, что вы читали в предыдущих главах послания.
Под законом – это означает иметь в свой адрес претензии со стороны закона. Быть виновным в нарушении какой-либо части закона. Быть не в ладах с законом. Это и есть «под законом».
Итак, «не под законом» это состояние жизни христианина, когда закон не имеет к нему никаких претензий. Во первых по причине того, что все претензии закона взял на себя Христос на кресте и во вторых, что христианин погрузившись(баптизо) ВО Христа и по факту перестал быть виновным перед какой-либо статьей закона. Это и есть нахождение под настоящей благодатью. Только ВО Христе мы находимся под благодатью. Ибо ко Христу закон не имеет претензий, а значит и к нам, находящимся ВО Христе. А находящиеся ВО Христе умерли для греха и воскресли для святости.
Здесь стоит отметить и ложную благодать, о которой многие проповедуют. Идея такой сатанинской «благодати» такова – «ты покрыт благодатью Христа и все твои грехи, которые ты сегодня делаешь, грехами больше не считаются». Вот такой духовный блат.
Это как люди с мигалками, для которых правил дорожного движения не существует. Они под благодатью мигалки. Но за такую ли «благодать» умер Сын Божий!?
Два господина
«16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:16-18)
В этом тексте есть важная составляющая, которая отвечает на вопрос «почему я продолжаю грешить?»
Итак, каждый грешит только потому, что сам, своими руками отдал себя греху! Павел пишет - «вы отдаете себя». Не кто-то виноват, не кто-то вас отдал, а ВЫ СЕБЯ.
Всех сотворенных существ Бог наделил СВОБОДНОЙ ВОЛЕЙ. Воля человека, это то, что даже после грехопадения человечества не перешло сатане автоматически в управление. Бог не отдал волю человека в рабы дьяволу, однако и Сам Творец не проявляет по отношению к воле человека насилия и принуждения. Каждый человек САМ имеет право отдать свою волю в рабство послушания или дьяволу или Богу. Выбор за каждым из нас.
«17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» Апостол Павел здесь ясно пишет, что рабство греху – это прошлое. Это не настоящее христианина – грешить – это прошлое. Но как же так случается, что это опять оказывается настоящим? Бывает, люди говорят – «в процессе христианской жизни из нас вылазят новые грехи, о которых мы и не подозревали». Это правда, но «вылазят» они только тогда, когда вы сами вылазите из Христа. Из находящихся ВО Христе ничего греховного не вылазит. Из Христовых исходит только Христово.
Иногда нам хочется свою неудачную практику христианской жизни и представить как, то, что и есть христианство. Но не стоит ли лучше свою планку практической жизни поднять выше, чем высокую планку Библейского христианства опускать пониже.
Стоит отметить следующее. Конечно, в жизни христианина могут случаться греховные проступки, ошибки и непонимания – для сего и существует Христос во Святилище и еще простирается Его укрывающая рука благодати. Как и пишет Иоанн – «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан.2:1,2)
Иоанн грех в жизни христианина здесь рассматривает, как редчайшее явление, из ряда вон выходящее событие – «а если бы кто согрешил». Но как жаль, что мы наоборот, не согрешение рассматриваем как редчайшее явление…
Запомните – вне Христа умершие, вне Христа и воскреснут.
Необходимо всеми силами души стараться пребывать ВО Христе. Это есть жизнь вечная. Христианин вышедший из Христа, начавший делать грех и умерший – является умершим и для вечности. «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан.15:4-6)
В семнадцатом тексте есть замечательные слова «от сердца стали послушны». Как же победить грех? Чтобы это осуществилось в вашей жизни, этой победы необходимо захотеть с невероятно возможной силой, от всего сердца. Необходимо возненавидеть имеющуюся у себя раздвоенную христианскую жизнь. Необходимо искренне перестать себя оправдывать в грехах даже хоть на самую малость. Чтобы стать новым творением ВО Христе, нужно вначале стать трупом. Не имитировать смерть для греха, а именно стать для греха трупом. В новую жизнь из старой пронести ничего не удастся. Пока хоть что-то у вас есть в руках, что бы вы хотели пронести в новую жизнь из старой – двери новой жизни будут для вас закрыты. В новую жизнь можно войти только через смерть. Другого пути нет.
«18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» Эти слова Павла можно поддержать словами Самого Иисуса Христа: «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. 35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. 36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан.8:34-36)
"27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его." (Мар.3:27)
Плод святости
«19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. 20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:19-23)
Дважды в этом отрывке Павел употребляет слово «смерть» и «жизнь вечная». Он как бы хочет особенно акцентировать наше внимание на том, что у нас есть только два пути и два конца завершающие эти пути.
Рабы греха имеют дела беззаконные и плод постыдных дел, которых конец – смерть. Рабы Божии имеют дела святые и плод святость, конец которой – жизнь вечная.
Что выбрать - решать вам. Быть свободными от греха – не думать и не делать греховных дел. Быть свободными от праведности – не думать праведные мысли и не делать святые поступки.
Две свободы и два рабства. Судьбоносный выбор.
Перед тем как вы сделаете свой главный выбор в жизни, помните – Сын Божий выбрал вас, когда вы еще не родились, когда вы еще жили во грехах и не знали о Господе и не слушали Духа Святого. Он выбрал вас тогда, когда вы упирались Его зову и ни во что ставили Его крест.
Но ныне изберите Его и вы. События, происходящие в мире, свидетельствуют, что времени для этого выбора у вас остается все меньше и меньше. Все что вы считаете в этом мире жизнью – это смерть. Настоящая жизнь – ВО Христе. Пребывайте в молитве, пребывайте в Слове, пребывайте в вере, пребывайте в Духе – пребывайте во Христе.
Рекомендую прочесть еще две статьи подобной тематики: