|
Выдающийся французский дипломат Талейран как-то сказал о французской аристократии, вернувшейся в страну после революции и принявшейся восстанавливать свои привилегии: "Они ничего не забыли и ничему не научились". События, происходившие на прошлой неделе вокруг епископа Петроградского и Гдовского Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) Григория (Лурье) и его общины показывают, что то же самое можно сказать о современной Московской патриархии. Не прошло и четверти века, как из организации социальных маргиналов, само существование которых зависело от благоволения властей, крупнейшая православная религиозная организация России превратилась в крупнейшего гонителя инакомыслия. Большинство идеологических инициатив, направленных на насаждение общеобязательной идеологии или подавление очагов свободы слова и убеждений, в последние годы в нашей стране так или иначе связано с РПЦ МП. Хотелось бы напомнить духовенству Московской патриархии, к чему приводит подобное "миссионерство". Гонения на староверов, "сектантов" и своих собственных, государственно-православных диссидентов, в которых активно участвовало официальное духовенство, в начале XX века обернулись гонениями против самой господствующей конфессии. Дыбы, пытки и костры XVII-XVIII веков, в 1917 г. отлились в пули, которыми расстреливали православных архиереев и священников. Разве ничему не учит пример недавно канонизированного в РПЦ МП митрополита Арсения (Мацеевича)? Никогда еще близость к власти не шла на пользу Церкви – и страшный, кровавый опыт ХХ века был послан нам для отрезвления, возвращения к нормальному христианству вместо "бизнеса на Христе", выхолощенного до состояния бездушной приходской "требы". Сегодня иерархи РПЦ МП наслаждаются славой и богатством рядом с тихо (пока) презираемыми народом президентами и министрами, завтра те же министры будут подписывать приказы о том, чтобы этих иерархов изгонять из храмов и епархий. Костромские события – лишь далекий отголосок того, что может сделать "вертикальный" режим со своей же, карманной Московской патриархией. Сегодня преследуют епископа Григория, которого РПЦ МП не считает епископом, а считает раскольником, но завтра по той же логике поступят с самими иерархами Московской патриархии. Это логика истории, так было всегда. История - дама очень ироничная, она любит шутить над теми, кто полагает свое положение прочным и непоколебимым. Разве думал Николай II в 1913 году, широко празднуя 300-летие Дома Романовых, какая участь его ждет через каких-то пять лет, разве могли советские партийные бонзы в начале 1980-х гг. представить, насколько быстро развалится их империя, да и диссиденты не думали, что все произойдет так скоро. Простое чувство самосохранения должно было бы стать гарантией от того, чтобы прибегать в религиозной полемике к помощи аппарата насилия, которым является любое государство. Особенно дико вся эта тираническая "методология" сочетается с религией Христа, кроткого Бога, ставшего Человеком, и провозгласившего Царство не от мира сего, отказавшись от легионов ангелов, когда Его пришли арестовывать. Методы недавно как будто "гонимой" РПЦ МП менее всего совмещаются с этой религией, с христианством. Разве возможно представить себе, как Христос и апостолы при помощи милиции распространяют веру по всей вселенной? Что бы вышло из такого распространения, и чем была бы такая "вера"? Еще древние греки уразумели, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Православная "симфония", на которую уповает ныне, в постхристианской, криминализованной России официальное церковное руководство, есть химера, и такой же химерой она была и в Средние века. Те отношения, которые сложились между Московской патриархией и государством, - несомненный анахронизм, и эти отношения закончатся даже раньше, чем можно себе представить. Ведь, положа руку на сердце, все прекрасно понимаю, что обвинений в пресловутом "экстремизме" при желании управление "Э" может предъявить многим священнослужителям Московского патриархата, тем более что оснований для этого более чем достаточно. Стоит ли подвергать себя опасности подпасть под неумолимое возмездие истории? Андрей Берман, кандидат исторических наук, для "Портала-Credo.Ru"
|