У нас с вами нет времени и денег строить стеклянные дома юстиции, как в Грузии. Так объяснил ситуацию членам Американской торговой палаты в Украине замминистра юстиции Гия Гецадзе. "Скоро мы начнем тестировать пилоты в сфере регистрации. Сейчас ситуация в Украине с ними такая: мы идем в филиал Минюста за любой справкой - там очередь. Чтоб получить без очереди - возможно, придется заплатить взятку.
В сегодняшних условиях у нас нет времени и денег строить стеклянные дома юстиции, как в Грузии. Поэтому мы хотим создать места, где просто нельзя будет создавать очередь. Чтобы было так: вы вышли из дома - а там нотариус, филиал Ощадбанка или Минюста, или другое авторизированное лицо (мы сейчас ведем переговоры). Они будут работать фронт-офисом. Будут просто принимать у людей документы и передавать в бэк-офис. Работающие там люди никогда не будут встречаться с получателем справки. К тому же будем контролировать, чтобы в бэк-офисе справка делалась в четко установленные сроки, нарушил срок - уволен. Конечно, 100% гарантий того, что это исключит коррупцию, нет. Но это минимизирует коррупционные риски. Население почувствует улучшение через три-четыре месяца.
Думаю, недели через три парламент может сможет начать дискутировать о создании института частных судебных исполнителей (которые будут исполнять судебные решения за вознаграждение от взыскателей) и принимать решение. Это создаст конкуренцию между государственными и частными исполнителями. Это нужно, чтобы решить проблему быстро - потому что времени создавать хорошую, качественную государственную исполнительную службу у нас нет. Потом нужно решать проблему судей - всех судей надо отправить домой. Судья-взяточник - это не судья. У вас 12 тыс. судей. Вам хватит набрать 4 тыс. новых. Вас будут ругать, да. Но потом поймут.
Как мы боролись с коррупцией в проверяющих органах в Грузии? В 2005 году, например, мы ходили ко всем и искали инвесторов. Один захотел построить гостиницу. Прошло несколько месяцев - мы думали, он уже строит, а он - ждет справку, оказывается, от какой-то инспекции. Мы взяли и ликвидировали эту инспекцию. Сейчас лоббируем здесь в Украине закон о том, чтобы все госслужбы, в отношении которых в течение года не будут приняты новые узаконивающие их нормы, - автоматически ликвидировались.
Сами по себе законы и подзаконные акты не работают. Если будут назначения порядочных людей - они будут исполняться. Если нет - то нет. Сегодня очень легко составить чек-лист для коррупционера. Если вам кто-то скажет, что невозможно найти денег чтобы повысит зарплату, чиновнику - значит, этот человек за коррупцию. Если он против быстрой приватизации, которая быстро принесет деньги в бюджет, - значит он за коррупцию. Когда я был заминистра юстиции в 2005 году я получал 130 лари - это было $80. Через три года у замминистра было уже 5 тыс. лари зарплаты. Нужно хотеть и верить - остальное дело техники", - заявил Гия.