Россию посетил с визитом архиепископ Парижский, преемник и соратник кардинала Жана-Мари Люстиже кардинал Андре Вен-Труа. Сам кардинал считает этот свой визит паломничеством, посвященным российским новомученикам, поэтому знакомство с Россией началось с Соловецких островов, ставших местом мученичества не только православных, но и католических исповедников. В ходе визита кардинал Вен-Труа встретился с предстоятелем РПЦ МП Алексием II, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, а 29 октября прочел открытую лекцию на тему провозглашения Евангелия в секулярном обществе.
К назначенному для лекции времени, в 18.30, Большой зал Библиотеки иностранной литературы был заполнен чуть более, чем на треть. Кардинала не было, выяснилось, что он стоит в автомобильной пробке на Васильевском спуске. Андре Вен-Труа ехал с заупокойной мессы в храме Непорочного зачатия по двум убиенным в ночь с 28 на 29 октября в Москве священникам-иезуитам. Поэтому начать встречу пришлось самостоятельно ее ведущему, заведующему Центром религиозной литературы и русского зарубежья ВГБИЛ Евгению Рашковскому. Он, вспомнив о трагически погибших иезуитах, сказал: "Это предупреждение тем, кто полагает, что история Церкви "успокоилась". История Церкви – по-прежнему история мученичества".
Затем слово было передано французскому историку и культурологу, автору книги об отце Александре Мене Иву Аману. Французский гость сообщил собравшимся, что кардинал Вен-Труа не просто преемник, но также единомышленник и соратник покойного примаса Парижа, кардинала Жана-Мари Люстиже. В ходе своего нынешнего визита кардинал Вен-Труа нашел время и для посещения Новой Деревни и поселка Семхоз, где жил и служил покойный душпастырь.Уже после 19.00 в зале появился кардинал Андре Вен-Труа. Надо заметить, что лектор он хороший. Его выступление отличалось четкостью и ярко выраженной тезисностью излагаемых мыслей. Поэтому их легко было записывать, и еще легче - переваривать и понимать.Начал кардинал с анализа секуляризма. По его суждению, секуляризм как явление имеет три измерения: политическое, культурно-философское и социально-экономическое. Политический секуляризм появился во Франции с революцией 1789 года и завершился в 1905 году окончательным размежеванием Церкви и государства. Культурно-философский секуляризм, считает Вен-Труа, берет свое начало отнюдь не в идеологии Просвещения XVIII века, а гораздо раньше.
Первым на этом пути был Фома Аквинский, объединивший в своих работах принципы христианства с аристотелевской философией. Затем пришел Ренессанс с его обращением не только к философии, но и к эстетике языческих греко-римских времен. И, наконец, французское картезианство. Что же касается социально-экономического аспекта секуляризации, то он заключается в следующем. Еще в начале прошлого столетия 70% французского населения жило в деревнях. В результате процессов миграции теперь такой процент составляют горожане. Если в деревне вся общественная жизнь группировалась вокруг школы и церкви и они были равнозначными факторами в культурной социализации французы, то главной проблемой сегодняшнего города, тем более города большого, каким является и Париж, является разрыв межчеловеческих и межличностных связей.
Люди даже не знают, где находится храм. Происходит духовное опустошение, а также впадение в типичную болезнь, именуемую депрессией.Что делать, если в милую сердцу деревню XIX уже, увы, не вернуться. Кардинал Вен-Труа призывает активных христиан использовать для благовествования то, что сегодня именуется социальными сетями, а, говоря проще, любую возможность для межличностного общения. Например, среди мам, ожидающих детей из детского сада и школы. Что ж, Бог в помощь.Запомнилась одна очень интересная и актуальная мысль кардинала. В секулярном обществе, рассуждал Андре Вен-Труа, с одной стороны, христиане "могут быть искушаемы перенести на светскую власть свой личный выбор, выбор веры в Христа". На более понятном языке это означает, что многие христиане хотят видеть то государство, в котором живут, конфессиональным - или конфессионально ориентированным. С другой стороны, у политиков может возникнуть искушение использовать веру человека, его религиозный выбор в своих политических интересах.
Многие политики очень хотели бы, чтобы их влияние базировалось на религиозной мотивации человеческой души."Но Церковь - не экран политической жизни, и все это противоречит ключевому принципу христианства - свободе", - сказал кардинал Вен-Труа. Думается, что все это очень и очень злободневно, не только для Франции, а и для России - и все знают, почему.Затем последовало несколько вопросов, суть которых также вращалась вокруг принципов религиозной свободы и плюрализма. Этот мотив прозвучал и в ответе кардинала Вен-Труа на вопрос о том, не внушает ли опасения рост численности мусульман во Франции и Европе, а также превращение многих церквей в мечети. "На моей памяти не было случаев, чтобы церковь становилась мечетью, - ответил кардинал. - Хотя сегодня по пятницам многие улицы французской столицы превращаются в мечети под открытым небом, по ним ни проехать, ни пройти.
Я, конечно, не считаю правильным, чтобы мусульмане молились под открытым небом, но и церкви в мечети превращать незачем" . Затем парижский архиерей пустился в собственные рассуждения по поводу ислама. Он полагает, что мусульманская молодежь, мусульманские верующие значительно меньше, чем христиане, интересуются вопросами богословия и этики, ведь для полноты веры им достаточно исполенения ее пяти столпов - исповедания единобожия, молитвы, поста, выплаты закята и совершения хаджа. Из контекста многих высказываний Вен-Труа следовало, что христианство как религию свободы он понимает как антитезу исламу, религии, по его суждениям, стесненной личностной свободы. Что ж, это мнение типично для христианского священнослужителя, знакомого с исламом лишь внешне. Кстати, и христианство говорит, что Бог - "это не Бог философов, но Бог Авраама, Исаака и Иакова", и для полноты религиозной жизни нужна вера и неустанная молитва. А теологические изыскания или их отсутствие на эту полноту веры никак не влияют. Закончилась встреча дружеским общением за бокалом вина или сока, в сопровождении легких закусок.Валерий Емельянов