|
В некоторой степени рад, что наконец мы оканчиваем изучать эпизодических персонажей эпохи Давида. Не самое лучшее время в истории Израильского царства. Какого персонажа ни начни изучать, а все обсуждения и разборы переходят на Давида. Шесть уроков в урочнике были посвящены времени жизни Давида. В жизни почти всех эпизодических персонажей этих уроков, Давид играл негативную роль. Кровопролития, измены, прелюбодейства, интриги, подлость, злопамятность. Слишком много негатива в этих уроках, слишком много плохих примеров. Вероятно, стоило в изучаемых уроках на Давиде делать наименьший акцент, а то и вовсе не упоминать его имени. Стоило больше сосредотачиваться на жизни именно эпизодических персонажей. На известного человека, чья жизнь изучена довольно тщательно, легче обратить изучающий взор, чем на личность, чья жизнь описана всего несколькими предложениями. Для этого необходимо проявить умственное и духовное усилие. Обычно проще пойти более легким путем. Возможно, мы бы больше могли сказать про Урию и Авиафара, если бы больше молчали. Иногда, чтобы много сказать, нужно много помолчать. Смотреть на текст, молиться и молчать. И так не один час. И вот тогда могут начать появляться нужные слова. Слова, от которых немеет вся душа, слова, которые рассекают душу. Слова, после которых не хочется говорить - только молчать.
Возможно, стоило собрать для изучения персонажей, живущих в разные эпохи Библейской истории, а не аккумулировать для изучения людей живущих в одном временном отрезке. И может быть стоило отобрать для изучения большинство положительных персонажей и историй.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) Хочется изучать жизнь тех, кому можно подражать и в вере, и в поступках.
* * * Рицпа
Бедная Рицпа. Как ее ужасно жаль. Несчастная вдова и несчастная мать. Каково быть той мамой, детей которой, кто-то решил использовать как разменную монету. Каково быть той женщиной, после смерти мужа которой, каждый может положить на тебя свой похотливый глаз. Каково быть Рицпой?
Рицпа
Имя этой женщины в Библии упоминается всего три раза. Ее имя означает - "раскаленный камень", "горящий уголь" или "булыжная мостовая".
По Рицпе, как по мостовой проехались дважды. И обоим, Авениру и Давиду, она как горящий уголь прожгла и одежду и душу.
«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины» (Прит.6:27-29)
Каждый из этих двоих получил в недро свое. «У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя. И сказал Иевосфей Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего?» (2Цар.3:7) - Через короткое время Авенир был жестоко убит.
«И взял царь[Давид] двух сыновей Рицпы, …и пять сыновей Мелхолы, …и отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И погибли все семь вместе» (2Цар.21:8,9) - Через время Давид и сам пережил смерть троих своих сыновей, которых убили.
Если ты убиваешь чьих-то сыновей, то ощути и сам, каково оно, когда убивают теперь твоих детей. Не слышал воплей Рицпы и Мелхолы?! Горы будут слушать твои вопли о сыновьях твоих!
Авенир
Вполне возможно, что Давиду не стоило принимать к себе на службу перебежчика Авенира. Человек, который после смерти царя, бежит в спальню к его женам, который за укор в проступке предает сына царя и бежит к его сопернику, то от такого человека лучше держаться подальше. Ибо в удобный момент он пойдет и к твоим женам и, обидевшись, предаст и твоего сына.
Тем более, что Авенир понимает, что сделал явный грех – «…а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины» (2Цар.3:8). Знает, что согрешил, но не раскаивается. И это усугубляет положение. Гордость и самомнение Авенира ущемлены словами Иевосфея. Он решил, что весь он, все его поступки – воплощение милости к дому Саула, что если бы не он, то все бы давно пропало. А раз он такой, то теперь ему позволено всё. Авенир решил, что теперь царь именно он, а Иевосфей царь номинальный. Ибо кто входит к жене умершего царя, тот теперь и царь. В будущем это же понял и Соломон, когда отвечал на просьбу Адонии об Ависаге – «зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства» (3Цар.2:22)
Любой, кто высоко себя возносит, в последствии плохо оканчивает. Стоит отдать должное Иевосфею. Он хоть и боялся Авенира, но все же сказал ему о его грехе, понимая, что это может лишить его последней воинской поддержки.
Давид
Царь правильно делает, что вопрошает Господа о причинах засухи. Бог сразу отвечает. Давид правильно делает, что призывает Гаваонитян, чтобы поговорить с ними и решить сложные вопросы. Но Давид не делает второй правильный шаг после первого правильного. Давид спрашивает Бога о причинах голода, но узнав причины не спрашивает Господа о том, как теперь выйти их этого положения. Выход он ищет своим умом. И выход этот ужасен.
Насколько я понял, Гаваонитяне довольно хитрые и лживые люди. Первого они обманывают Иисуса Навина, который как и Давид не вопросил Господа, что делать с делом Гаваонитян, а решил все сам. Теперь они лукавят перед Давидом, они говорят – «и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле» (2Цар.21:4). Но сразу после того, как Давид произнес вслух – «чего же вы хотите? я сделаю для вас» (2Цар.21:4). Они сразу же говорят противоположное сказанному – «выдай нам семь человек, и мы повесим их». И Давид, не желая, как Ирод отречься от сказанного обещания дочери Иродиады, выполняет их ужасную просьбу – «И сказал царь: я выдам». (2Цар.21:6)
А в это время, где-то живет Рицпа. Живет и еще не знает, что ее сыновьями уже распорядились и отдали язычникам.
Рицпа
«И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы, и отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя». (2Цар.21:8-10)
«Хорошую» жатву пожали Гаваонитяне и Давид в начале жатвы. Что значит человеческая жизнь? Есть ли сочувствие матери? Есть ли желание пожалеть чужих сыновей? Как и Рицпа несчастна и Мелхола. Любимая жена, мать пятерых сыновей. Какой человек, мать, могут перенести, что их детей решили принести в жертву чьей-то давней мести?! Думаю, что Давиду не стоило брать Мелхолу обратно. Ты убежал, ее выдали за другого, она живет в новой семье, любима. Отпусти женщину, пусть живет своей жизнью.
Рицпа
Возможно, что история Рицпы, Мелхолы и их сыновей, самая ужасная история в Библии. Как говорится «кровь в жилах стынет».
«Тогда Рицпа, дочь Айя, взяла вретище и разостлала его себе на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, пока не полились на них воды Божии с неба, и не допускала касаться их птицам небесным днем и зверям полевым ночью» (2Цар.21:8-10)
Рицпа, сидящая много недель под висящими трупами сыновей, была наихудшим укором всему Израилю. Идешь ты с поля, а Рицпа сидит. Идешь утром на поле, а Рицпа сидит. И так месяц и два. О пусть бы уже висели эти кости на веревке, но эта Рицпа, ее глаза, как уголь жгут твою душу, смотря тебе в глаза. Когда вешали ее сыновей, ты молчал, когда отдали их язычникам, ты промолчал, а теперь Рицпа молчит и смотрит. И ты готов уже кричать, но уже поздно и ненужно. Рицпа.
* * *
Когда написано, что «и умилостивился Бог над страною после того». (2Цар.21:14) То речь идет не о том, что смерть семерых сыновей была умилостивлением Богу, и что это было Ему приятно. Богу человеческие жертвы не нужны. Всевышний не языческое божество, которому нужна человеческая кровь. Всевышний – Сам жертва. Речь идет о том, что Бог наконец доволен, если так можно сказать, что наконец достойно похоронили Саула и Ионафана, а вместе с ними и тех повешенных.
«И донесли Давиду, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула» (2Цар.21:11) Бывает люди говорят «ну кто я такой? я человек маленький, кто меня заметит и послушает?» Но эта история нам свидетельствует еще и о том, что верность и принципиальность маленьких людей станет известна и царям и подвигнет их на определенные действия. Будь всегда верен в своем, и те кому нужно, донесут царям о вашей верности и ваших поступках.
Почему Бог не вмешивается в подобные истории? Иногда Бог стоит в стороне. Но не потому, что равнодушен. Но для того, чтобы человек познал самого себя. Чтобы человек был свободен в своем волеизъявлении и познал, на что он способен если вдруг Бог не будет принудительно пресекать каждый его шаг. Цена свободы.
Бог
Лучше всего Рицпу понять мог только Бог. Однажды так же повесят и Его Сына.
Выводы
- Не возносись высоко и не делай в гордости грех. Придется больно падать. - На душу подлого найдется еще более подлый, чем он. - Цени чужую жизнь. - Не расплачивайся чьей-то жизнью. - Некоторые живых ценят меньше, чем другие мертвых. - Не отдавай чужим своих, даже если ты их ненавидишь. - Взял чужую жизнь? Возьмут и твою!
«И ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11:9)
P.S. По всей видимости в уроке представлены три женщины. Рицпа и две Мелхолы. Одна Мелхола - жена Давида, которую он отобрал обратно и другая Мелхола, которую на самом деле зовут Мерова - старшая сестра Мелхолы, именно сыновей Меровы повесил Давид. А у Мелхолы вроде бы небыло детей.
Антон Заруба, 25-26.11.2010г. |