Осквернение и очищение в человеческой жизни. Очищаться самому и не осквернять других. На каком звере появился небольшой рог? Что есть небольшой рог в 8 главе Даниила? Сколько будет опустошать небольшой рог? Нужно ли понимать это пророчество? Оправдание или очищение святилища?
В 8 и 9 главах пророка Даниила даны пророчества о 2300 вечерах и утр и 70 седминах. Будем стараться емко и кратко описать основные мысли и значение этих двух глав. Первое, с чего необходимо начать, это как исчислять седмины, дни и годы. Есть мнение, что во всех пророчествах день принимается за один год. Семьдесят седмин равны 490 годам, что исходит из того, что седмина это одно семилетие, 70х7=490. Относительно этого пророчества дано его общее время, точка отсчета и время окончания с вехами, на которые опирается пророчество – указ о восстановлении Иерусалима, пришествие Мессии и его смерть. Что касается пророчества 2300 вечеров и утр, то к нему не приводится точка отсчета и время окончания, а только его продолжительность.
Есть мнение, что 2300 вечеров и утр - это 2300 лет, где день принимается за год, и 70 седмин входят в 2300 лет.
Первый вопрос – почему написано «вечеров и утр», а не «дней» или «лет»? Когда человек читает словосочетание «вечеров и утр», что он может вспомнить, что ему может помочь в понимании этого пророчества? Самое первое упоминание похожего словосочетания встречается в книге Бытие. Написано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Быт.1:5) Мы понимаем, что в Бытие под словосочетанием «был вечер, и было утро» имеется в виду один буквальный день. «Вечер и утро» всегда в еврейском понимании – буквальные сутки. Отсюда мы и знаем, что Всевышний сотворил мир за буквальные шесть дней, а не за символическое время, которое длилось шесть лет, тысячелетий или шесть миллионов лет.
По этой аналогии, когда мы читаем «2300 вечеров и утр», возможно также следует понимать это время, как буквальные 2300 дней, потому что они обозначены как вечер и утро, таким же образом, как в книге Бытие обозначены буквальные сутки. В Бытие вечер и утро – день один, и 2300 вечеров и утр – буквальные 2300 дней.
Почему ранее предполагали понимание времени в пророчествах, как день равный году? Это следует из книги пророка Иезекииля, где к пророку были такие слова: «И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе». (Иез.4:5,6)
Исходя из этой истории, когда-то решили этот принцип применить к пророчествам во всем Писании. Когда мы читаем обращение Бога к Иезекиилю, то видим, что в тексте нет предпосылки подобные соотношения применять ко всем пророчествам на все века. Написано следующее: «день за год Я определил тебе» День за год определены именно Иезекиилю, а не Даниилу или Иоанну в Откровении. День за год – Иезекиилю, а 70 седмин «определены для народа твоего» у Даниила. Поэтому, каждому свое – кому день за год, а кому 70 седмин. Это как если бы мы слова, сказанные Аврааму –«Возьми сына твоего, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение...» (Быт.22:2) применили к самим себе - чтобы каждый взял сына своего, как Авраам, и принес его во всесожжение. Поэтому, то, что сказано Аврааму, не сказано нам. Так и здесь, то, что относилось к Иезекиилю лично, не относится к пророчествам Даниила.
Исходя из вышеописанного, возможно, следует понимать 2300 вечеров, как буквальные 2300 дней. И может оказаться, что не 70 седмин входят в 2300 лет, но 2300 дней входят в 70 седмин, как более маленький отрезок, равный приблизительно 6 годам. Т.е. 6 лет входят в отрезок 490 лет.
Когда идет речь о 2300 говорится, что это видение относится к «к концу определенного времени» (Дан. 8:19). Что это за определенное время? Первое понимание может быть то, что единственное время в этих главах, которое определено временными рамками - начало, продолжительность и конец - это пророчество о 70 седминах: «Семьдесят седмин ... для народа твого». (Дан 9:24)
«И сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени. В связи с тем, что 2300 не имеет своего начала и конца, а только продолжительность, то оно входит в другое временное пророчество, имеющее самостоятельное начало и конец, и осуществится и окончится к концу этого пророческого времени. Т.е. незадолго до окончания пророчества о 70 седминах, к его концу, окончится и пророчество о 2300 вечеров и утр.
Второе понимание фразы «к концу определенного времени» может значить, что под конец времени царства четырех рогов, который определен, и будет происходить деятельность небольшого рога, описанного в видении. Более подробно об этом речь пойдет во второй части ниже.
Теперь мы рассмотрим 8 главу, где говорится о пророчестве 2300 вечеров и утр, и попробуем разобраться о месте данного пророчества во всемирной истории в промежутке между началом и концом пророчества о 490 года/70 седминах. Более подробно пророчество вы можете прочесть в 8 главе. Здесь мы рассмотрим краткое изложение.
Во время царствования Валтасара, Даниил видит видение - овен у реки, который обозначает Мидо-Персию, к овну идет козел у которого видный рог. Козел набрасывается на овна и уничтожает его. Козел чрезвычайно возвеливается; когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре рога, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из этих рогов вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране. Этот рог ведет войну против всего святого, возносится на Вождя воинства, отнимает у Него ежедневную жертву, оскверняет место святыни Его. Повергая истину на землю, действует и успевает. Голос отвечает, что видение о нечестии имеет продолжительность 2300 вечеров и утр, в конце которых "святилище очистится".
После этого к Даниилу приходит Ангел и дает пояснения видению. Гавриил поясняет, что видение относится к концу некоего времени и дальше уточняет, что к концу определенного времени.
Ангел конкретно говорит, что Овен - это Мидо-Персия, Козел - Греция. Видный рог - первый царь, четыре рога - его преемники, которые будут править каждый в своем уделе. Потом в одном из этих постгреческих государств появляется царь, который будет вести войну со святым народом, святилищем и Самим Господом. Опустошающая деятельность этого царя по отношению к Израилю и святилищу будет продолжаться 2300 вечеров и утр. (Стоит сразу уточнить, что этот рог, который выходит от четырех рогов не тот рог, который мы видим во время деятельности ужасного зверя – римской империи.)
На звере, который обозначает Грецию, может появиться рог имеющий отношение именно к этой греческой империи, а не к какой-либо другой. Иные царства обозначены другими зверями, и рогами находящимися уже именно на этих зверях.
Если небольшой рог, деятельность которого очерчена в 2300, происходит из царства Греции, то это означает, что события происходящие в период 2300 происходят в Израиле, в период власти греческого царства, когда Римская империя еще не завоевала Иудею. А единственный царь-рог той эпохи, который осквернил святилище и прекратил жертву - это Антиох Эпифан. Это время, когда папский рим еще не существовал.
Теперь мы должны обратиться к истории и обозначить царство и царя, который вел войну со Всевышним под конец царства четырех рогов.
«В 3428 году (332 г. до н.э.) Персию (Овна) побеждает Александр Македонский (видный рог), который, с уважением относился к еврейским мудрецам. Евреи приняли его без войны и, пока он был жив, не испытывали никаких притеснений.
«В странах, завоеванных Александром Македонским, распространился эллинизм (от слова Эллада — Греция) — мировоззрение и культура, особенностями которых были культ физической силы и красоты, вера в абсолютность человеческого разума, отрицание любых этических норм и ограничений. Насаждались занятия гимнастикой, устраивались фестивали разнузданных танцев, повсеместным стало поклонение греческим божествам. Завоеванные народы охотно восприняли греческий образ жизни. Среди евреев также нашлись его сторонники. Их называли «митъявним» — т.е. уподобившиеся грекам, эллинисты. Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.»
После смерти Александра Македонского его империя была разделена: один из его полководцев воцарился в самой Греции, другой в Египте, третий в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правившей в Египте, а позднее была завоевана Сирией во главе с династией Селевкидов. Отношение к евреям стало существенно ухудшаться.
«Греко-сирийский император Антиох IV Эпифан («Безумный») решил заставить всех евреев эллинизироваться. Он объявил вне закона еврейскую веру: запретил изучение Торы и соблюдение основных заповедей. Первосвященник Йоханан был смещен, а впоследствии и убит. На его место был назначен эллинист. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его жертвеннике. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками. С целью эллинизировать еврейский народ Антиох IV Епифан запретил совершать обрезание, а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции. Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство. В 170г. до н.э. Антиох вводит войска в Иерусалим, чтобы восстановить порядок. Начались жестокие гонения на евреев. Убивали всех, кто соблюдал шабат, делал обрезание своим сыновьям, отказывался есть свинину или поклоняться идолам. Евреи-эллинисты активно помогали сирийцам.
Однажды прислужники Антиоха прибыли в городок Модиин, чтобы собрать налоги и заставить жителей поклониться греческим богам. В Модиине правил престарелый Матитьяу из рода Хасмонеев, сын первосвященника Йоханана. Когда сирийские солдаты построили в центре городка жертвенник и потребовали от Матитьяу принести на нем жертву, тот с достоинством ответил: «Я, мои сыновья и вся наша родня будем преданы союзу, который Г-сподь заключил с нашими праотцами». Один из евреев хотел было принести жертву, но Матитьяу выхватил меч и убил его. Сыновья Матитьяу и их товарищи набросились на солдат, убили их и разрушили жертвенник. Матитьяу прекрасно понимал, что Антиох не простит убийства своих посланцев. Поэтому он с семьей и сторонниками ушел из Модиина в Иудейские горы. Так началось восстание Маккавеев. Маккавеи (на иврите «Макабим») — Хасмонеи (Хашмонаим), семья священнослужителей-коэнов, возглавившая восстание против насильственного насаждения эллинистической культуры в период греко-сирийского владычества в Земле Израиля. Ивритское слово «Макаби» — аббревиатура из четырех букв: «мем», «кав», «бейт», «йуд», по первым буквам стиха: «Какая сила подобна Тебе, Вс-вышний» (Шмот, 15:11). Эти слова были начертаны на знамени восставших, и так же прозвали Матитьяу Хашмоная и пятерых его сыновей — Шимона, Йоханана, Йеуду, Йонатана и Элазара. Также слово «макаби» означает «молот».
Матитьяу призвал всех верных Торе евреев присоединиться к нему. Его лозунгом стал призыв Моше покарать виновных в грехе Золотого тельца: «Ми ле-а-Шем — элай» («Тот, кто за Г-спода, пусть следует за мной!» — см. Исход, 32:26).
Под руководством Хасмонеев начали формироваться отряды, которые время от времени выступали в походы, разрушая языческие жертвенники и нападая на сирийских солдат.
К отряду Иеуды Маккавея присоединялось все больше людей. Маккавеи начали вступать в открытые сражения с сирийцами и всякий раз чудесным образом одерживали победы — силы врага во много раз превосходили их численностью.
Через время дороги Иудеи, наконец, были освобождены. Евреи подошли к Иерусалиму.
Печальное зрелище ждало их на Храмовой горе: святилище было полно грязи и осквернено языческими изображениями. Евреи общими усилиями очистили Храм. После этого они построили новый жертвенник, т.к. старый был уже непригоден, и 25 Кислева 3596 года (164 год до н.э.) освятили его, т.е. в первый раз принесли на нем жертвы. Освящение на иврите «ханука» — отсюда название праздника Ханука. Семь дней требовалось для исполнения ритуала храмового очищения.»
Этот исторический обзор показывает, что активная фаза деятельности Антиоха, от ввода войск в Иерусалим, до времени очищения храма, составила 6 лет. Это с 170 по 164г.нэ. Нет возможности по дням посчитать точное количество дней противостояния, но по годам получается число, невероятно близкое к 2300 вечеров и утр – 6 лет. Но живущие в то время вполне могли это посчитать.
Можно понять, что упоминание Антиоха Эпифана в контексте устоявшихся пониманий пророчеств Даниила кого- то может сильно не устраивать. Но в исторической хронологии и описании деятельности рога, который возник от одного из четырех рогов, совпадает только с деятельностью именно Антиоха Эпифана.
Важно то, что история с этим рогом оканчивается всего за 164 года до пришествия Мессии - Иисуса Христа. Это похоже на то, что сказано Ангелом – «к концу времени!» (к концу 490 лет), «к концу определенного времени».
Вернемся к идетификации рогов в книге пророка Даниила. Бывает так, что две одинаковые геометрические фигуры при наложении друг на друга, смотрятся в фас, как одна фигура, но если посмотреть на них в профиль, т.е. с боку, то видно, что это две фигуры, стоящие одна за другой. Так и с рогами книги Даниила. Рог, вышедший от четырех рогов - это самостоятельная единица, которая ведет войну со Всевышним. Рог же, который возникает на звере страшном и ужасном, начинает свое существование после вознесения Иисуса Христа, во время н.э. И этот рог ведет ту же деятельность, что и рог, вышедший от четырех греческих рогов. В связи с этим возникает соблазн объеденить их в один рог и в один исторический отрезок. Но это не так.
На протяжении мировой истории сатана будет постоянно воздвигать рог, который будет вести войну со святыми, святилищем и Всевышним. Рог - Антиох Эпифан - прототип маленького рога, который ведет войну с Богом уже во времена нашей эры на территории Европы, который, в свою очередь, прототип финальной версии «рога», который будет вести войну со Всевышним уже на территории всей Земли, это образ зверя из 13 и 17 главы Откровения.
Более 2000 лет иудеи отмечают время очищения святилища от осквернения, которое совершил Антиох. Праздник Ханука, что означает «освящение» - время праздничных застолий, историй Торы и воспоминаний. Время, когда помнят о чуде, когда храмовый светильник горел восемь дней и не угасал на порции масла, которого должно было хватить только на один день. Время памяти об освобождении от опустошителей».
Мы живем в то время, когда история хасмонеев повторится. События из жизни Иудеи, сопротивление Матитьяу могут стать для нас уроком и проекцией войны зверя со святыми уже во всемирном масштабе. Это то время, которое описано в 12 главе Даниила и 13, 17 главах Откровения. Это время 144000, которые не осквернились, следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел, победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его.
«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге». (Дан.12:1) И тоже будет время и вопросы «на сколько?» и ответы Всевышнего ожидающим Его войны со зверем и царями земными. «Когда будет конец этих чудных происшествий?" И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней". (Дан.12:6-13) Это последний срок и блажен, кто достигнет его конца. Это время 1335 дней короче срока в 2300 вечеров и утр. Ибо Сам Господь сказал - «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». (Матф.24:22)
За святых, за сынов народа, восстанет небесный Матитьяу, небесный Первосвященник, Сын Отца. «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные». (Откр.17:14) «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их». (Откр.20:8,9)
1.)Источник происхождения небольшого рога в 8 главе - один из четырех рогов Греции (козел). Соответственно и историю с опустошительным нечестием по отношению к святилищу необходимо искать в конце царства Греческого, а не Римского. 2.)Невозможность использования 457г. до н.э. как начальную точку отсчета для 2300 вечеров и утр, т.к. в этом году и в последующих, опустошительного нечестия по отношению к святилищу и жертве не происходило. В 457 г. до н.э. правит Мидо-Персия, Рим еще не имеет власти над Израилем, святыми, христианства еще не существует, как и самой Римской империи. Поэтому этот год брать за начало деятельности Рима, которого еще не существует, невозможно. 3.)Почему многие ошибочно объединяют небольшой рог 7 и 8 глав Даниила? Это объединение объясняется очень просто – все враги Бога, Его правления и Его народа имеют схожие методы борьбы, ненависти и одни и те же сатанинские характеристики. Все беззаконники в общих чертах невероятно похожи, но могут жить в разные годы и столетия, но их общий портрет всегда одинаков (возможно за исключением некоторых особенностей в борьбе с Богом). Поэтому и рога в 7 и 8 главе похожи. Но они происходят от разных зверей и находятся в разных исторических отрезках. Небольшой рог 7 главы происходит от зверя страшного и ужасного – это рим и его борьба против Бога. Небольшой рог 8 главы происходит от одного из рогов козла – это Греция в ее последнем агрессивном воинствовании против Израиля, закона и святилища. (И еще, в 7 главе нет упоминания борьбы римского небольшого рога против святилища и жертвы. Во времена папского рима святилища уже не существовало, а до небесного дотянуться невозможно.)
* * *
Главная проблема 457года и 2300 вечеров и утр. Традиционное понимание говорит: «На вопрос: «На сколько времени простирается это видение?» прозвучал ответ: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Этот период очень длинный, потому что он начинается во времена Мидо-Персидской империи и охватывает временные рамки существования Греческой империи, а также языческого и папского Рима… 2300 вечеров и утр» (которые начинаются в 457г. до н.э.). (Элиас Брэйзил де Соуза. СШ, стр.99-100)
Но тогда возникает главное противоречие: Указ в 457 г. издан в эпоху овна - это Мидо-Персия, а небольшой рог появляется и начинает опустошительное нечестие под конец царства Греции. Поэтому отсчитывать 2300 от времени овна (Мидо-Мерсии) нельзя. Ибо в 457г. небольшого рога еще не существовало. Как период деятельности небольшого рога может иметь начальную точку отсчета во времена Мидо-Персии, если период его опустошительного нечестия начинается под конец царства Греческого? когда овна (Мидо-Персии) уже не существует. И еще, если по традиционному толкованию небольшой рог появился в 538 г. н.э. то как начало его деятельности можно начинать считать от 457г. до.н.э.? Если рога еще небыло почти 1000 лет, то как его можно начинать отсчитывать настолько заранее если вопрос видения именно о времени действия рога?
* * *
Чем ограничен период 2300 вечеров и утр? Есть мнение, что: «этот период не может быть ограничен только продолжительностью действий небольшого рога, поскольку понятие «видение» включает в себя временной период от овна до действий небольшого рога». (Элиас Брэйзил де Соуза. СШ, стр.99-100) Но это не верно. В вопросе и ответе речь идет только о времени деятельности небольшого рога, ибо написано: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии» (Дан.8:13) Вопрошающий не говорит «на сколько времени простирается видение об овне, козле и небольшом роге?» Вопрос касается только содержимого видения об опустошительном нечестии. Поэтому этот период ограничен только деятельностью небольшого рога.
* * *
Чем святилище оскверняется и от чего очистится? «И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" «И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13,14) («Очистится» имеет значение по словарю «оправдается» или «справедливость», «быть праведным» которое звучит приблизительно как — «цадак». На иврите цадик – праведник. Отсюда имя Малкицадек (Мелхиседек). Это слово не может относится к 16 гл. Левит, т.к. в Левит стоит другое слово касающееся очищения. В связи с этим говорить именно об очищении святилища, которое происходит в Йом Кипур невозможно.)
От чего святилище очистится (оправдается)? Ответ кроется в вышеприведенном тексте – очищение святилища происходит от опустошительного нечестия и от попрания святыни и воинства. Очищение по тексту происходит от деятельности небольшого рога и его последствий. Во время попрания святилища, оно не может выполнять свои функции по отношению к грешнику и никакие грехи в этот период во святилище не вносятся. Поэтому очищение происходит не от грехов грешников, а от деятельности небольшого рога. В связи с тем, что небольшой рог «вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва…», то кровь и грехи не вносятся в это время во святилище, а значит процесса осквернения святилища грехами людей не происходило. (Дан.8:11) От чего святилище очистится? – от опустошительного нечестия небольшого рога, а не от грехов обычных людей.
Читаем традиционное толкование: «..папство заменяет ходатайство Христа на ходатайство священников. Посредством такого поддельного поклонения небольшой рог отнял у Христа заступническое служение и символически «разрушил само Святилище Его» (Дан. 8:11; ИПБ).» И далее: «Так как грехи в некотором смысле оставались в святилище, то в результате святилище осквернялось. Поэтому для очищения святилища от хранившихся в нем грехов требовался периодический процесс очищения. Он назывался Днем искупления и проводился раз в год (см. Лев. 16). Почему небесное святилище нуждается в очищении? По аналогии мы можем сказать, что исповеданные грехи принявших Иисуса Христа были «перенесены» в небесное святилище подобно тому, как грехи кающихся израильтян были перенесены в земное святилище». (Элиас Брэйзил де Соуза. СШ, стр.97-98)
Теперь вопрос – Как в небесное святилище по этой теории попадали грехи, если небольшой «рог отнял у Христа заступническое служение и символически «разрушил само Святилище Его»? Существует противоречие - рог отнял у святилища возможность принимать грехи грешников, но очищается святилище от грехов этих грешников, которые туда вносились.
* * *
Точка отсчета 2300 вечеров и утр. «И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" «И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13,14)
Если брать традиционное толкование, по которому 2300 вечеров и утр берут начало от 457 г. до н.э. тогда получается, что 2300 лет святилище было осквернено и в 1844 году началось его очищение. Но тогда как можно брать за основу 457г. до н.э. если в этом году осквернение не началось, а наоборот вышел указ о восстановлении Иерусалима. Т.е. с 457г. началось восстановление Иерусалима и святилища, его освящение, и начался период выполнения святилищем его прямых функций – очищать грешников от грехов, если мы говорим о земном святилище.
Если же мы размышляем о Святилище небесном, тогда почему начало срока берем от указа о восстановлении святилища земного?
Нам нужно разобраться – в книге Даниила речь идет о земном святилище или о Небесном? Если о земном, тогда все выстраивается в стройное понимание, а если о небесном? Тогда нужно признать, что деятельность земного царя может осквернить Святилище Небесное, которое Святое Всегда. И осквернить которое невозможно. А если осквернено Небесное Святилище, то как туда мог свою кровь внести Христос? Святой Христос входит во Святое Святилище, которое свято Всегда. Ибо если на какой-то момент оно осквернено, то служение и Христа в нем осквернено и спастись было невозможно. (И если небесное святилище осквернено и попрано, это означало бы, что Всевышнего нет на престоле Храма и Ему пришлось его оставить, а если это так, то Вселенная должна была попросту исчезнуть.)
Можно ли брать за точку отсчета 457 г.? Можно, если эта дата относится к другому пророчеству, а именно о 70 седминах.
Какой царь/рог начал свою 2300 летнюю опустошающую деятельность в 457г? Нет исторических данных, чтобы кто то начал в этом году какую-либо деятельность сопоставимую с описанием деятельности небольшого рога.
А что же брать за точку отсчета в пророчестве 2300 вечеров и утр? О чем пророчество говорит, то и следует брать за начальную точку. Если пророчество говорит об опустошительном нечестии и жертве, то именно время в истории, когда произошло осквернение святилища и прекращение жертвы и следует брать за точку отсчета этого пророчества. Здесь та же аналогия, когда Христос говорит о важном событии будущего, которое можно будет опознать всматриваясь глазами в настоящее и сличая то увиденное с ранее сказанным Христом: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что…» (Лук.21:20) Так и в нашем случае – когда люди увидели, что некий царь «вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его». (Дан.8:11), то с этого момента и следовало им отсчитывать начало 2300 вечеров и утр.
В 457г. осквернения святилища не происходило. Так же в 457г. никто не посягал и на святилище небесное.
«…и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"» (Дан.8:13) Насколько времени от чего? От начала деятельности небольшого рога. Опустошительное нечестие имеет свое время, об этом вопрос. И ответ - на 2300 вечеров и утр.
* * *
От чего «отрезаны» 70 седмин? Есть мнение, что если значение основного слова «определены» (нехтах) означает «отрезать», то поэтому эти семьдесят седмин «отрезаны» от 2300 дней. Как же правильно?
Ангел Гавриил приходит к Даниилу, чтобы "научить разумению" Даниила по этому вопросу. Ангел объясняет, что народу определено 70 седмин, которые разделены (разрезаны) на 3 периода (7, 62 и 1).
Читаем текст: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы…» (Дан.9:24) Указатель Стронга определяет слово «определены» (нехтах), как «определены, установлены» или по другим значениям, как «отрезаны». В переводе Уайтинга это слово переведено как «отрезан». Гезениус, идеографолог классического иврита, определяет его как глагол «отрезать». Халдейско-ивритский словарь Стоциуса определяет его как «резать, отрезать, разрезать на части, вырезать или запечатлевать, отсекать». Самые древние варианты Вульгаты и Септуагинты определяют это слово как «отрезанный».
Получается, что не сами 70 седмин отрезаны от чего то, но сами 70 седмин «разрезаны на части» внутри самих себя. И действительно – 70 седмин порезаны на три отрезка времени – 7 седмин, 62 седмины, 1 седмина.
«К сожалению, слово «нехтах» в Библии нигде больше не используется, поэтому мы не можем сравнить, как оно употреблялось в других случаях. Хотя «нехтах» в Библии нигде больше и не встречается, однако оно много раз появляется в Мишне, еврейском библейском комментарии, составленном в первых пяти столетиях после Рождества Христова. Язык, на котором написан этот комментарий, не будучи полностью идентичным с еврейским, на котором написана Библия, все же весьма схож с ним, и из двенадцати раз, где используется глагол «нехтах», в десяти случаях он относится к отделению части животных согласно законам о пище». (1)
* * *
Небольшой рог выходит от рога или от ветра? «…сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране» (Дан.8:8,9)
Есть мнение, по которому небольшой рог выходит не от одного из четырех рогов, а от одного из четырех ветров. Но эта попытка притянуть Рим к описываемым событиям в 8 главе явно не состоятельна. Даже не вдаваясь в еврейскую лингвистику можно показать ошибочность такого утверждения. Если прочесть трактовку Ангела этого видения, то там упоминания ветров нет вообще - «он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. Под конец же царства их… восстанет царь наглый» (Дан.8:22,23) Смотрите хронологию: Первый царь – четыре царства – наглый царь. Но царь из их греческой империи. Не после них, а «Под конец же царства их» - т.е. в конце греческой эпохи. Рим в то время еще не покорил греческое царство и не имел власти в Иудее. По стандартному толкованию папский рог восстает через несколько столетий после н.э., когда греческих царств уже нет.
И еще важное уточнение: от царств рождается царство, от рогов – рог. Так же рог не является самостоятельной пророческим объектом, каким является зверь. Рог всегда привязан к зверю и отдельно от зверя в воздухе не парит. От ветров же рога не происходят. Четыре ветра – это описание направления деятельности и владычества рогов, но ветры - не самостоятельная пророческая единица, это направление, как компас. А маленький рог происходит от одного из четырех рогов. В восьмой главе есть только два зверя – Мидо-Персия и Греция. Римского зверя из 7 главы в 8 главе нет.
Книга Даниила написана на армейском языке и еврейском. Одна глава может быть написана на арамейском, другая на еврейском. В тексте есть проблемы с женским и мужским родом, что характерно для арамейского и еврейского того времени. Это как если бы сегодня человек с кавказа сказал «Она пришел ко мне». Поэтому на сравнении лексических проблем и родов толковать текст очень некорректно. Рог выходит только от зверя. От ветра рог никогда не выходит, ветер – направление движения деятельности рога.
И самый важный момент, большинство его сбрасывают со счетов – очищение святилища в Йом Кипур в связи с деятельностью небольшого рога не может быть осуществлено! Йом Кипур предназначен не для очищения от деятельности ругателей. Йом Кипур касается очищения святилища от грехов раскаявшихся грешников. Небольшой рог относится к таким грешникам? Нет.
Кто-то скажет: «рог в Библии никогда не означал конкретного царя, а царство, возглавляемое этим царем». Но данное утверждение не соответствует действительности. Есть упоминания, когда рог означал и царя и его царство. «А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою». (Дан.8:21,22) Из текста видно, что большой рог означает конкретную личность – первый царь Греции.
* * *
2300 дней или 1150 дней? «И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" «И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13,14)
Есть понимание, по которому 2300 вечеров и утр - это 1150 утренних и вечерних жертвоприношений, которые в совокупности дают 2300, т.к. речь в тексте идет о прекращении ежедневной жертвы. Это очень красивая мысль. Но лично я более склонен к пониманию «вечеров и утр» как «был вечер и было утро» из Бытие, что означает один буквальный день. В тексте не сказано «на сколько жертвоприношений простирается видение», но «на сколько времени. Это разные вещи. Время измеряется своей собственной шкалой - и это вечер и утро – сутки, день один. Утренняя и вечерняя жертва имели тоже свое время принесения утром и вечером, и это измеряется часами в сутках. Не совсем корректно время измерять количеством жертвоприношений. Поэтому «на сколько времени» и «сколько жертвоприношений не будет» это разные вещи. Отсылка к Бытие, где сказано « И был вечер, и было утро: день один» мне кажется более правдоподобна к пояснению характера времени 2300 вечеров и утр.
* * *
Какое опустошительное нечестие прекратилоссь по окончании 2300 вечеров и утр? «вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его». (Дан.8:9-11) «"на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13-15)
Началом отсчета времени 2300 вечеров и утр является отнятие ежедневной жертвы и поругание места святыни, которые осуществил небольшой рог. По этой же аналогии и окончание этого срока в 2300 следует привязывать к деятельности небольшого рога, а вернее к прекращению его оскверняющей работы.
Итак, вопрос - чья оскверняющая деятельность по отношению к святилищу была прекращена в 1844 году? Ничья.
* * *
Когда Христос на небе вошел во Святое Святых? «…взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:19,20)
Из этого текста следует, что Иисус сразу по вознесении вошел за завесу во Святое Святых небесного святилища. «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». (Евр.9:12) Искупление совершено один раз и сразу. То, что Иисус находится во Святом Святых свидетельствует Откровение, где Иисус показан на престоле, который находится в центральной точке невидимой вселенной – Святом Святых. И на престол Он воссел не только Свой, но и на престол Отца. «Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». (Откр.3:21) Именно там, с момента вознесения, на престоле Отца, во Святом Святых, Христос осуществляет Свое Первосвященническое служение для жителей Земли. Можно предположить, что упоминаемая завеса в тексте - это не та завеса, отделяющая Святое от Святого Святых, а завеса, отделяющая двор от Святого. Но такой подход не имеет под собой основания, ибо есть только одна самая значимая завеса для грешника – завеса Святого Святых. И связка в тексте слов «завеса» и «сделавшись Первосвященником», указывает, что это та завеса, к которой имеет отношение именно Первосвященник, а не просто священник. Тем более в тексте не сказано «во внутреннее», но «во внутреннейшее», что дальше, чем просто внутреннее.
«И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою» (Лев.16:15) В данном тексте видно, что «за завесу» - это то место, где находится ковчег завета, а это Святое Святых.
О суде Сам Христос сказал следующее: «Ныне суд миру сему ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Ин 12:31) Когда суд? Тогда, когда это произнес Христос. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». (Откр.20:4) «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы». (Откр.20:7) «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (Откр.20:12) Когда будет суд? Суд будет во время язв, во время тысячелетнего царства, и по окончании тысячи лет.
* * *
О конце какого «определенного времени» идет речь? Даниил видит видение, которое исторически охватывает время Мидо-Персии и Греции. Мидо-Персия упоминается, так как в ее время выходит указ о восстановлении Иерусалима, а Греческая империя играет ключевую роль, ибо в конце ее времени происходят события, связанные с небольшим рогом. Краткое содержание всего видения: - «овен бодал к западу и к северу и к югу». (Дан.8:4) - «шел козел по лицу всей земли» (Дан.8:5) - «и поразил овна, и сломил у него оба рога» (Дан.8:7) - «тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране». (Дан.8:8,9)
Но вопрошающего интересует вопрос видения именно о небольшом роге – «и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" (Дан.8:13)
И ангел отвечает: «…знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"» (Дан.8:17) «и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени». (Дан.8:19) «под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве». (Дан.8:23)
«К концу определенного времени» - вполне возможно, это означает, что все видение относятся к периоду жизни овна и козла (медь и серебро). У этих империй было свое, им назначенное, время существования. Толкование видения ангелом более затрагивает фрагмент жизни козла (Греция), формирование четырех рогов и особенно появление от одного из рогов небольшого рога и его попирающую деятельность. Посему, вероятно, что выражения «к концу времени», «к концу определенного времени» и «под конец же царства их» означают,что под конец времени царства четырех рогов, который определен, и будет происходить деятельность небольшого рога, описанного в видении.
* * *
Историческое и футуристическое понимание пророчеств. С точки зрения Миллера, толкование 2300 вечеров и утр является футуристическим (учение о будущем), т.к. его проповедь звучала за много лет до даты 1844г. Однако традиционное понимание отвергает любые футуристические изъяснения пророчеств и принимается только исторический взгляд на толкование пророчеств. Что же делать? - Толкование об исполнении 2300 вечеров и утр во время деятельности Антиоха Эпифана является историческим, опирающимся на реальные данные истории. - Понимание же 2300 вечеров и утр во время провозглашение его миллеритами, было футуристическим.
Возникает коллизия – традиционное богословие отвергает футуризм и принимает историцизм, при том, что толкование Миллера футуристическое, а понимание об Антиохе историческое.
Антон Заруба. 02-09.02.2020г
Дорогие друзья. Пусть чтение этого материала не вызовет у нас неприязнь. Каждый из нас должен помнить, что есть единственная наиважнейшая и непоколебимая истина – смерть и воскресение Иисуса Христа. В этом мы имеем прощение грехов, дар спасения и через Христа можем быть друг другу братьями и сестрами. Любовь к Богу, исполнение заповедей Его Закона, делают нас Его послушными детьми. Именно вера во Христа открывает нам доступ в Новый Иерусалим. Именно этим живем и спасаемся. Исследование Писания может производить не всегда одинаковые понимания того или иного вопроса. «Ведь у вас расхождения во взглядах и должны быть - для того хотя бы, чтобы выявились среди вас истинные». (1 Кор 11:19. пер. Кулакова) Поэтому пусть даже при наличии разных взглядов сохранится взаимоуважение. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». (Иоан.15:12)
(1) LeRoy Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers, vol. Ill, p. 620.