1. Есть люди, которые в других не видят любви. Они в них ничего не видят, кроме отсутствия любви. Они говорят: «В тебе нет любви…», или «В Церкви нет любви!».
Как исправить такое положение вещей, если действительно в группе людей или в конкретной личности нет любви? Иоанн к решению этого вопроса подошел с глубоким осознанием единственного метода, который из нелюбящих может сделать любящих. Привить любовь другому можно только любя его! Если нелюбящего постоянно поить своей любовью, конечно если она у вас есть, то с течением времени он, наполнившись вашей любовью, и сам станет любить и изливать уже свою любовь на других.
Посмотрите на обращение Иоанна к Гаию. Он постоянно говорит ему о своей любви. В этом коротеньком послании он говорит Гаию о своей любви шесть раз. И в ответ на эту любовь, которой его взрастил Иоанн, Гаий и сам стал так любить, что молва о его добрых делах любви пошла по всем церквям.
Поэтому единственный способ исправить в ком-то такой ужасный недостаток как отсутствие любви - начать его любить так сильно и так долго, пока из него не польются источники любви. Попробуйте. Это тяжело, но это лучший путь.
2. Изучая это послание, следует обратить внимание на важное обстоятельство. Иногда мы можем думать, что некоторые наши дела никогда и никому не станут известны, и можно жить спокойно. Но это заблуждение. Свидетельство есть на каждого! В третьем послании присутствуют три свидетельства на жизнь и поступки трех человек. - Свидетельство о Гаие: «Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви» - Свидетельство о Диотрефе: «Диотреф не принимает нас» - Свидетельство о Димитрии: «О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною»
Итак, свидетельство имеется на каждого человека. Но вот какое оно?! Или такое, как на Гаия и Димитрия – или такое, как на Диотрефа… Свидетельство на себя пишем мы сами - собственными словами и поступками!
(Мы сейчас не будем говорить о ложном свидетельстве, это другая тема.)
3. Есть люди и группы, которые именуют себя – «Верные». «Я верный», «мы верные…». Но кто есть верный? Из послания Иоанна верные - это те, кто творят дела Гаия. Дела Гаия: - ходит в истине - принимает в дом жить братьев и странников - благотворит и кормит странствующих проповедников - споспешествует истине Люди, имеющие дела и жизнь, как у Гаия – верные.
4. Во втором послании Иоанна мы рассматривали вопрос о том, что некоторых «братьев» не стоит принимать ни в свой дом, ни в собрание. Это раскольники, отвергнувшие доктрины – обольстители и антихристы.
Но кого же тогда принимать? Если этих нельзя, то кого? Третье послание Иоанна дает ответ на этот вопрос. Нужно всего лишь посмотреть на то, кого принимал Гаий, на характеристики этих людей, и самим принимать людей, которые соответствуют этим описаниям. Кого принимал Гаий в дом: - братьев по общей вере. - тех, кто «ради имени Его…» пошел благовествовать истину.
Итак, нуждающихся в вашем гостеприимстве братьев расспросите о их вере и о том является ли их труд «ради имени Его». Если вера у вас окажется общая и нет еретических отклонений, то таковых следует принимать в дом и позволять быть в вашем собрании.
Вам могут говорить, что «вы поступаете не по христиански и бесчеловечно» не оказывая кому-то гостеприимство. Но здесь идет речь о неоказании помощи псевдоединоверцам. Оказывать гостеприимство лжебратьям – быть участниками в их деятельности.
5. Читая в послании о Гаии, мы увидели, что он человек возлюбленный и любящий. Но переходя к обсуждению Диотрефа, мы также можем утверждать, что и он человек любящий. Но любовь у него иной природы нежели Гаия. Ученик Иоанна любил истину, братьев, странников, добрые поступки. Диотреф тоже любил. Но любил только власть! Любил первенствовать! Так и написано: «любящий первенствовать Диотреф»
Итак: любовью обладают все. Одни любят быть другим слугами и рабами. Иные любят власть и повелевать другими. А ваша любовь какая?
6. В первом послании Иоанна была оговорена тема антихристов. Написано: «…вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Иоан.2:18,19)
И во втором послании Иоанн касается этой темы: «…многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2Иоан.1:7)
По первому тексту: Антихристов порождает Церковь. Они рождаются в ее среде, зреют, утверждаются, а потом отвергают и выходят из общности веры и истины. Антихристы – лжехристиане, лжебратья. Это выражается в антибиблейском мировоззрении и поступках.
По второму тексту: Здесь синонимом антихриста выступает слово «обольститель». Что такое обольститель? Это слово состоит как-бы из двух составляющих – «об» и «льстить». «Об» - обкручивать, «лесть» - она и есть лесть, вкрадчивое, стелющееся утверждение в свою пользу с преукрашиванием и скрытой правдой. Обольщать – обкручивать/обвивать лестью. Первая обольщенная – Ева. Она, подойдя к древу позволила, чтобы змей начал ее обкручивать льстивыми словами: «Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:13) Не позволяйте обкручивать себя многоразличной ложью!
По третьему посланию. В этом письме Иоанн уже всех антихристов называет по именам. И мы видим этого антихриста – Диотреф. Удивительно, руководитель Церкви – антихрист. И чем дальше в историю, тем больше становится таких антихристов. Невероятные словосочетания: дьякон-антихрист, пастор-антихрист, апостол-антихрист… Но и себя необходимо исследовать на вопрос антихриста, и думать «я не антихрист?»
7. Почему Диотреф не принимает Апостола Иоанна? Все просто, он опасается, что придя к ним в церковь Иоанн отстранит Диотрефа от главенства в общине и расскажет, что означает быть по настоящему старшим среди верующих. «…и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мар.9:35) Диотреф же слугою быть совсем не хотел.
8. Рядом с Диотрефом всегда будет Гаий, а рядом с Гаием всегда будет Диотреф. До кончины сего века это грустная реальность, но в ней есть и благое зерно – отличить Диотрефов от Гаиев можно будет всегда, их жизни и дела, как в сравнительной таблице – наглядны и поучительны. Всегда будет возможность выбрать путь Гаия или Диотрефа. Вы свободны в выборе.
9. Греховные дела не бывают стабильны. Грех прогрессирует. Давайте посмотрим на прогресс болезни греха Диотрефа. Вначале – поносит злыми словами Иоанна Потом – («и не довольствуясь тем») не принимает братьев, и запрещает желающим После того - изгоняет из церкви.
Лучше быть в прогрессе пребывающей в вас святости и любви. Это к жизни.
10. Почему Диотреф запрещал принимать другим братьев и оказывать им гостеприимство и помощь? Точно известно, что сам Диотреф гостеприимством не был отягощен: «и сам не принимает братьев» - пишет о нем Иоанн. На мой взгляд, все предельно эгоистично просто. Когда все вокруг принимаю братьев, а ты нет, то сразу всем видно, что ты не такой, как остальные благочестивые братья – ты хуже. А это бьет по праву первенствовать. Но если сделать так, что и другие никого не принимают, то и ты уже сам выглядишь вполне прилично – как все. Бывает так, что руководитель, в церкви или на предприятии, берет к себе на работу, в подчиненные или в круг общения, людей таких же, как он или немного худших, чем он сам. В таком варианте можно блестеть как «бриллиант» в плохой оправе и не опасаться, что другие увидят твою истинную природу – простой булыжник, если вдруг рядом окажется некто превосходней, чем ты сам. Диотреф знал толк в карьеризме.
11. Таким, как Гаий, очень тяжело в церкви. Им кажется, что они одни и поддержки ждать неоткуда. Но Иоанн уверяет Гаия, что он не один, но что есть рядом еще, кто ведет такой же образ жизни, как и Гаий – Димитрий. Поэтому, если вы в своей церкви Гаий и вам одиноко и готовы опуститься руки, то знайте, у Бога есть рядом с вами и Димитрий. В нужное время вы обязательно найдете друга и единомышленника в истине и делах. Только не опускайте рук!